Объявляя вердикт, 73-летняя судья Анна Дикс Тейлор, назначенная на эту должность еще президентом Картером, отметила, что прослушивание телефонных разговоров нарушает свободу слова и тайну частной жизни. Более того, по ее словам, эта программа также противоречит действующему с 1978 года закону о внешней электронной разведке, который обязывает правительство на прослушивание разговоров американцев получать санкцию специального суда.
Американский союз защиты гражданских свобод, по иску которого рассматривался вопрос о прослушке, назвал решение суда "исторической победой над злоупотреблением властью, которое в последнее время стало визитной карточкой администрации Буша".
Глава Белого дома пока никак не отреагировал на постановление суда, но министерство юстиции уже заявило, что будет опротестовывать это решение. По словам пресс-секретаря Белого дома Тони Сноу, администрация Джорджа Буша категорически не согласна с таким решением, так как именно благодаря прослушиваниям удалось предотвратить атаки террористов и спасти жизни американцев.
Напомним, что президент Буш санкционировал программу электронного прослушивания вскоре после терактов 11 сентября 2001 года. В соответствии с ней Агентство национальной безопасности, занимающееся электронной разведкой, добилось от национальных телекоммуникационных компаний неограниченного доступа ко всем каналам связи и имело возможность прослушивать любые международные телефонные переговоры американских граждан.
Широкая общественность узнала о существовании этой программы только в декабре 2005 года после скандальной публикации в газете "Нью-Йорк таймс". Тут же развернулись ожесточенные дебаты на всех уровнях о законности программы, что в конечном итоге привело к судебному процессу и постановлению о ее закрытии.
Данное решение суда является уже вторым подряд серьезным юридическим поражением администрации Буша в деле борьбы с терроризмом. Первая случилась еще в июне, когда Верховный суд США постановил, что военные комиссии, созданные для допросов узников тюрьмы Гуантанамо, нарушают американский закон, а также Женевскую конвенцию об обращении с военнопленными.