О теплом приеме, который оказала английская публика оперной труппе ГАБТа, мы уже подробно писали. В начале августа эстафету принял балет Большого под художественным руководством Алексея Ратманского.
На знаменитых подмостках "Ковент-Гардена" прошли балеты "Игра в карты" Стравинского (постановка Алексея Ратманского), "Светлый ручей" и "Золушка" Прокофьева (соответственно Алексей Ратманский и Юрий Посохов), "Пиковая дама" на музыку Шестой "Патетической" симфонии Чайковского (Ролан Пети) и хореографическая фантазия Джорджа Баланчина на музыку Симфонии до мажор Бизе.
Все спектакли прошли при переполненном зале, публика принимала труппу с энтузиазмом. "Единственное, на что я могу пожаловаться по поводу потрясающего сезона Большого театра в Королевской опере, - что своим лучшим постановкам театр отдал слишком мало вечеров, - пишет обозреватель The Daily Telegraph Сара Кромптон. - Изумительный "Светлый ручей" промелькнул как мгновение - его дали всего два раза, уступив место более традиционным спектаклям". "Эта старейшая труппа умеет абсорбировать различные стили, но при этом остается честной перед собой: в работах русских ли, французских ли, американских ли хореографов Большой всегда остается Большим", - завершает критик анализ балетных спектаклей театра.
The Times, доброжелательно оценивая работы Алексея Ратманского "Светлый ручей" и "Игра в карты", недоумевает по поводу появления на этой сцене "Пиковой дамы" Ролана Пети: "Его хореография оставляет гнетущее впечатление: она неуклюжа, вульгарна и крайне глупа, она выглядит вялой и неправдоподобно нудной. Николай Цискаридзе в партии Германа явно переигрывает, изображая безумие, которое он играет на одной краске - преувеличенно тараща глаза. Мы в Англии редко встречались с работами Пети, и Большой напоминает нам - почему". В этот же вечер театр показывал Симфонию до мажор в постановке Баланчина - "и это компенсировало дурновкусие кошмара Ролана Пети: исполнение восхитительных Анастасии Яценко, Светланы Захаровой, Марии Александровой и Екатерины Шипулиной вернуло труппу к ее вершинному уровню". "Жирным куском ветчины" называет "Пиковую даму" и критик The Daily Telegraph.
Соцреалистическую фантазию Ратманского "Светлый ручей" почти все единодушно признают главным хитом гастролей. "Она заслуживает того, чтобы стать классикой, - пишет The Times. - Хореография жизнерадостна и музыкальна. Это лучшая из российских балетных новинок за многие годы". "Никогда прежде публика в "Ковент-Гарден" так не смеялась", - отмечает The Daily Telegraph. Хорошо принята и "Игра в карты": "Ратманский отправил меня в нокаут, - пишет автор Financial Times. - Его прочтение "Игры в карты" - это собрание изумительных идей, воплощение которых оказалось еще совершенней".
Самых лестных оценок удостоился оркестр Большого. "Восхищает музыка Шостаковича, великолепно исполненная оркестром ГАБТа под руководством Павла Сорокина" - пишет автор Financial Times. Театральный еженедельник Stage даже считает, что музыканты Большого "показали куда более высокий уровень, чем наш собственный оркестр", - имея в виду, по-видимому, оркестр "Ковент-Гардена".
Гастроли завершаются традиционным "лакомым блюдом" Большого - балетом Минкуса "Дон Кихот". В воскресенье труппа вернется в Москву.