Журналисты, рассуждая о политических деятелях, любят зацепиться за ту единственную фразу, которая характеризует личность их героев. Чтобы "оттолкнуться от начала повествования".
В отношении Клинтона, на ум пришла одна ассоциация. С главой могущественной империи, который так и не смог "обуздать свои сантименты".
Клинтон трогателен и человечен, это факт. Несмотря на всю отнюдь не "стерильную кладовую" большой мировой политики, которую он держал под контролем целых восемь лет. Клинтон для политика планетарного масштаба даже чересчур сентиментален. Год назад выпустил чрезвычайно искреннюю, временами "душещипательную" историю своей жизни в тысячу страниц с простым названием "Моя жизнь". В ней он с предельной откровенностью написал о нелегких годах детства, омраченных алкогольными проблемами отчима. Отец Билла Клинтона погиб, когда тот еще находился в утробе матери.
Клинтон не стеснялся прослезиться на глазах у сотен очевидцев и миллиардов зрителей. По подсчетам, на публике он плакал 14 раз. Явный любитель всего изящного Клинтон, как и полагается людям творческого склада, был немного забывчив. Чего стоит трагикомичная история с ядерным чемоданчиком. Однажды с одного из мероприятий он умчался домой со своим кортежем, забыв на обочине дороги неотлучного офицера с ядерным чемоданчиком. Тому ничего не оставалось, как пойти в Белый дом пешком.
Любвеобильный мужчина тогда еще средних лет, постоянно сравниваемый в первые годы правления с легендарным Джоном Кеннеди, Билл Клинтон позволял себе выкинуть такие детские "любовные фортели", от которых приходили в экстаз не только его политические враги и любопытные домохозяйки.
Кстати, со своим кумиром Джоном Кеннеди имел счастье встретиться лично. В июле 1963 года Клинтон, как делегат национальной молодежной организации, удостоился чести пожать руку президенту в Вашингтоне. По признанию Билла, эта встреча стала для него поворотной в жизни, заставив забыть о проблемах в семье. И заставив учиться, учиться, учиться.
История с практиканткой, приведенной им для плотских утех в святая святых Белого дома - Овальный его кабинет, - эта сага о "запятнанной" репутации Клинтона и запятнанном платье Моники Левински стала неоспоримым хитом "мыльных опер" в мире в 1990-х годах. Пока "оправлялись" от красноты вековые стены Белого дома, а острословы переименовывали Овальный кабинет в оральный, Клинтон, как нашкодивший мальчишка, извинялся, но доказывал Америке, что "он не прикасался"...
И ведь стекла вода. Как с того гуся. "Обаяшке" Биллу простили его шалости с Моникой, как, впрочем, с его любовницами времен еще арканзасского губернаторства. Даже, несмотря на всю "искусственную целомудренность" сегодняшней политкорректной Америки и пуританский поход к сексуальным контактам на рабочем месте. Тем более, между большим боссом и его фактической подчиненной.
В этой истории, которая не просто выставила Клинтона в "потешном свете", но и "высосала" с банковского счета всесильно президента Америки приличную сумму на оплату расходов адвокатов, мне больше всего импонировала позиция его жены Хиллари. С великим достоинством и терпением, не реагируя на сальные шуточки и язвительные упреки, тогдашняя первая леди не "выгнала своего мужа из Белого дома". Более того, публично не пристыдила и не унизила его, не опустилась до уровня семейных разборок и истерик на публике. Хотя, как говорят, без опрокидывания стульев и битья ваз в Белом доме не обошлось.
Выдерживая гроссмейстерскую паузу, Хиллари спустя пару лет взяла свое, став сенатором от самого могущественного штата - штата Нью-Йорк. Теперь вполне серьезно рассматривается как кандидат в президенты США от демократов на выборах 2008 года. Ее голос на политической арене Америки сегодня все более весом. К ней стали прислушиваться. А сама Хиллари, похоже, показала "президенту на пенсии", кто сегодня хозяин в их доме. И теперь, если она займет кресло президента США, произойдет уникальный случай. Билл Клинтон будет первым человеком, который по емкому утверждению журналистов, будет "дублирован как "первый джентльмен" и как "президентский супруг".
Но, несмотря на заметное желание "играть на публику" и некое актерство, Билл Клинтон, еще в молодости имевший задатки прекрасного оратора, не так прост, как кажется. Не мог быть простачком человек, который на фоне распада могущественного противника СССР, образно говоря, умело вывел американский флагман в однополярный фарватер. Как бы Клинтон не улыбался и не обнимал "друга Бориса", на переговорах с Россией, клинтоновская Америка почти никогда не шла на компромисс, а сам еще недавно улыбчивый глава Соединенных Штатов при поддержке госсекретаря Олбрайт крайне жестко отстаивал американские позиции. Давая понять, что "икра и саксофон" - это одно. А американские интересы, извините, это другое.
Даже сегодня, когда он, по его словам, "обрел успокоение, а жизнь вокруг стала очень скромной и беспроблемной", Клинтон по-прежнему контролирует ситуацию. Не стал бы в конце прошлого года столь авторитетный журнал, как "Эксвайер", называть Билла Клинтона "самым влиятельным человеком в мире". По мнению журнала, "покинув Белый дом после двух президентских сроков, Клинтон столь активно занялся общественной деятельностью, что можно говорить о его "третьем сроке" уже на посту президента всего мира или, по крайней мере, президента мировых неправительственных организаций".
Действительно, несмотря на то, что формально, после ухода в 2001 году из Белого дома, Клинтон стал у руля собственного фонда по борьбе со СПИДом, сегодня он один из самых упоминаемых и цитируемых в СМИ мировых политиков. Активно выступает с лекциями, летает по миру, ужиная с известными государственными деятелями и бизнесменами. Подобные участия в публичных мероприятиях хай-класса дают возможность Клинтону залатать дыры в бюджете, образовавшиеся после оплаты услуг адвокатов. Клинтон совмещает полезное с приятным. В этом году прилетал в Москву на юбилей Бориса Ельцина.
Один из самых "сентиментальных" президентов за всю историю Соединенных Штатов, ушедший на "политическую пенсию" в 52 года, Билл Клинтон празднует свою круглую дату ровно спустя полтора месяца после 60-летнего юбилея своего давнего политического оппонента, нынешнего главы американской администрации Джорджа Буша. Несмотря на любовь к саксофону у одного и к велосипеду у другого, на множество различий между демократом из Арканзаса и республиканцем из Техаса, у двух последних хозяев Белого дома много общего. Оба получили прекрасное образование по высшим американским стандартам, обрели верных и надежных боевых подруг на всю жизнь, несмотря пристрастие в молодости к женщинам одного и к алкоголю другого. Оба прошли все ступени государственной и партийной лестниц, придя в результате выигранных выборов к руководству своих родных штатов. Оба стали одними из самых улыбчивых на публике американских президентов, не стеснявшихся демонстрировать открытость и даже обниматься с иностранными лидерами.
И это несмотря на то, что еще не так давно американские лидеры ограничивали свои физические контакты с обществом старомодным жестом в виде рукопожатия.
Шутки Буша уже давно стали классикой политического стеба. А заразительный смех и лучезарность Клинтона до сих пор вспоминаются как непременный атрибут политической жизни Америки 1990-х. Наконец и страсть к домашним животным у них общая. Без умилительных собачек Клинтона и Буша трудно представить недавнюю и нынешнюю жизнь Белого дома.
И даже степень влияния окружения на них, выходцев из республиканского и демократического лагеря, одинаковая. На Билла Клинтона существенно повлияло могущественное еврейское лобби, "определившее в связку" к потомку ирландцев убежденного последователя иудаизма Альберта Гора. Как говорят в Америке, без "надежного тыла" не остался и Буш-младший, к которому в пару на вершине власти был определен апологет американских "неоконсерваторов" Ричард Чейни.
Без этих сравнений, на мой взгляд, трудно представить и нынешнюю жизнь страны, сегодня определяющей ход мировой истории и личность сегодняшнего юбиляра, который в 32 года стал самым молодым губернатором в истории Соединенных Штатов. Примерно полгода назад, любящий искрометные шуточки и импровизации Буш, совершенно неожиданно обронил перед конгрессменами: "В 2006 году тем, кто родился в послевоенные годы, исполнится 60 лет. К их числу относятся два фаворита моего отца: Билл Клинтон, мой предшественник демократ, и ваш покорный слуга".
Несмотря на стереотипные противопоставления двух политических лагерей, в США республиканцы и демократы - два цельных и мощных ответвления ЕДИНОГО американского политического древа. И хотя Альберт Гор позволяет себе назвать республиканцев "сборищем ренегатов и правых экстремистов", отношения Клинтона и Буша гораздо уважительнее. Они ни разу не позволяли себе грубых личных выпадов, этим "молчанием", словно признавая большую политическую значимость и весомость друг друга.
Чтобы там не говорили об их политических разногласиях, а нынешний прямолинейный и жесткий Джордж Буш есть вполне логичное продолжение сентиментального и спокойного Билла Клинтона. Совсем не случайно то, что для большой иракской войны Буша по сценарию Чейни и Рамсфелда потребовалась бомбардировка Югославии, "репетиция на Балканах", "нашептанная" Клинтону "железной леди-ястребом" Мадлен Олбрайт.
В конце 1990-х во время "сексгейта", в газетах и на телеэкранах повсюду мелькала фотография Билла Клинтона, обнимающего Монику Левински. В августе 2006 года, накануне юбилея газеты и Интернет были заполнены другими снимками Клинтона. Печального и умудренного человека, чье "президентство на пенсии" оказывается наполненным не только приятными вояжами по миру. Но и горькими думами. Которому вовсе не надо возвращаться в современную мировую политику. Поскольку он ее непреложная фундаментальная составляющая.