Судебные приставы хотят заняться неплательщиками по кредитам

И применять к ним штрафные санкции за невыполнение судебных решений. По мнению чиновников, угроза штрафных санкций - единственное, что может повлиять на наших несознательных сограждан.

Проблема уклонения от выплаты процентов по кредитам становится все более актуальной. Рынок потребительского кредитования в России активно развивается, а вместе с ним растут и невозвраты. По подсчетам агентства "Рус-рейтинг", размер "плохих долгов" за первое полугодие вырос на 40 процентов, и в некоторых банках уже достиг 28 процентов от суммы всех выданных кредитов. А общая сумма невозвратов российской банковской системы превысила 33 млрд. рублей.

Однако некоторые участники рынка считают, что таким образом судебные приставы просто хотят перевести на себя значительный "денежный пласт" работы МВД, повысив свой статус и значимость. Чиновники же объясняют свои пожелания тем, что разделение функций между МВД и службой судебных приставов только мешает и тем, и другим. По информации ФССП, минюст уже дал положительную оценку поправкам и готов рассмотреть вопрос о включении их в план деятельности правительства на будущий год. Правда, пока не понятно, будут ли эти поправки как-то связаны с готовящимся законом о банкротстве физических лиц.

Впрочем, утверждают эксперты, банкиры сегодня редко подают в суд на неплательщиков по кредитам, потому что им невыгодно, чтобы на балансе банка "висели" просроченные задолженности. А функцию "выбивания" долгов они, как правило, передают коллекторским агентствам или "специализированным" компаниям.

Кредитование физических лиц является сегодня наиболее выгодной деятельностью для банков, считает президент Ассоциации региональных банков России Александр Мурычев. Объем этих операций за прошедший год возрос более чем в 2 раза и составляет сегодня около 1,5 трлн. рублей. Вместе с тем, по его словам, некоторые банки чрезмерно увлекаются кредитованием и сами себе создают риски.

Рынок кредитования физических лиц пока не достиг своего полного насыщения, отметил он. Если в России отношение совокупного объема банковских кредитов населения к ВВП сегодня составляет не более 6-7 процентов, то в странах Восточной Европы оно равно 15, а в США и Западной Европе достигает 40-45 процентов. Однако, если подобная динамика роста кредитования будет сохраняться, банковская система подойдет к пределу по уровню достаточности капитала. Поэтому и с рисками, и с невозвратами бороться нужно и бороться в соответствии с порождающими их причинами, считает Мурычев.

По мнению Ассоциации региональных банков, необходимо усилить ответственность за невозврат потребительских кредитов. В частности, предусмотреть наказание для тех граждан, которых можно отнести к так называемым "целенаправленным мошенникам". К ним необходимо применять самые строгие меры, вплоть до уголовной ответственности.

Таким образом, должников могут взять в оборот с двух сторон. С одной - судебные приставы со своими новыми полномочиями. С другой - не за горами принятие закона о банкротстве физических лиц. Напомним, что заемщик сможет сам себя объявить банкротом, и если суд "даст добро", то банк должен будет разработать с клиентом "план погашения долга". Банкиры считают, что этот механизм может оказаться наиболее эффективным. И именно для его внедрения и развития надо приложить максимум усилий.

КОММЕНТАРИЙ

Андрей Емелин, вице-президент Ассоциации российских банков:

- Сейчас служба судебных приставов занимается исполнением судебных решений в отношении должников по кредитам с переменным успехом. И если они собираются улучшить свою работу, то это хорошо. Но для этого совсем не требуется законодательно увеличивать их полномочия.

Суть работы приставов в том, чтобы найти должника, выявить все принадлежащее ему имущество и денежные средства. Затем взыскать денежные средства, а имущество продать для выплаты долга. Если же должник скрывается, то непонятно, что может дать приставам право выписывать ему штрафы? Ведь в итоге вместо одного исполнительного листа они будут бегать за должником с двумя или тремя, а ситуация с возвратом кредитов от этого не улучшится.

Кстати, приставы уже не в первый раз начинают разговор о том, чтобы им дали полномочия правоохранительных органов, например производить обыски. Но никаких вразумительных объяснений своим инициативам не предоставляют. Хотя можно легко догадаться, какую материальную выгоду из этого они могут извлечь.

Вообще, служба судебных приставов - структура довольно неповоротливая, и особой помощи от нее банкиры не получают.