Хотя инцидент возник на латвийской таможне, чиновники этой страны во всех бедах обвинили Белоруссию. Напомним, по словам министра сообщений Латвии Кришьяниса Петерса, "латвийские перевозчики отказываются ехать через Белоруссию в связи с увеличением дорожного налога и усилением транспортного контроля в этой стране".
Белоруссия подобные обвинения решительно опровергла. Как считают белорусские перевозчики, "экивоки" в адрес Минска в данном конкретном случае явно притянуты за уши. По словам представителей министерства транспорта и коммуникаций Белоруссии, дорожный сбор в стране не изменялся уже несколько лет. Не произошло никаких изменений и в суммах оплаты за проезд по единственной платной автомагистрали Брест - Минск - граница России.
Вместе с тем, как явствует из распространенного в пятницу сообщения, белорусские транспортники все-таки не отрицают, что международные автоперевозчики в поисках "лучшей доли" все-таки объезжают Белоруссию.
В качестве возможных причин специалисты называют взимание сборов за проезд по автомобильным дорогам страны. На сегодняшний день размеры таких сборов для иностранных перевозчиков, въезжающих в Белоруссию по разрешениям Европейской конференции министров транспорта (ЕКМТ), составляют до 150 долларов в зависимости от времени пребывания. Ни в одной из стран - участниц ЕКМТ такие поборы не применяются, что, естественно, ставит Белоруссию в худшее положение по сравнению с другими транзитными странами.
Еще одной причиной, по которой белорусский транзит проигрывает конкурентам, стало обязательное сопровождение милицией транспортных средств, перевозящих некоторые, например спиртосодержащие, товары. Под это правило подпадают, кстати, не только алкогольные напитки, но и, казалось бы, ни в чем не повинная парфюмерия. Проезд каждой фуры по всей территории Белоруссии обходится перевозчику "проблемных грузов" в 300 долларов.
Как отмечается в сообщении, минтранс уже подготовил и вынес на рассмотрение правительства соответствующие документы, освобождающие иностранных перевозчиков от уплаты сборов за проезд. Рассматривается также предложение отменить обязательный конвой транспортных средств, перевозящих определенные группы товаров.