На заседании правительства во время рассмотрения проекта федерального бюджета на 2007 года министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов назвал четыре пункта, по которым расходы должны быть увеличены.
Во-первых, около 40 процентов работников культуры получают меньше 4800 рублей в месяц, из них 20 процентов - ниже 3000 рублей. Министр попросил добавить на зарплаты 4,3 млрд. рублей. Во-вторых, еще 1 млрд. рублей нужен на повышение безопасности музеев, чтобы не повторялась история с Эрмитажем. В-третьих, поскольку 40 процентов зданий, в которых располагаются учреждения культуры, находятся в аварийном состоянии, требуется 3 млрд. рублей на их ремонт и реставрацию. Но и это не все: в-четвертых, на создание аварийных систем энергоснабжения для музеев и библиотек необходимо 4,7 млрд. рублей. Итого - дополнительно требуется 13 млрд. рублей.
Минфин же выделил культуре, кинематографии и СМИ на следующий год 64,1 млрд. Но дело даже не в цифрах. Федеральный бюджет оплачивает содержание очень ограниченного круга учреждений культуры. Это, например, упомянутый Эрмитаж, Государственный музей изобразительного искусства им. А.С. Пушкина, Российская государственная библиотека, Большой театр, Мариинка. Подавляющее же большинство музеев, библиотек, театров - на коште региональных и муниципальных властей. Именно там люди получают по 3-4 тысячи рублей зарплаты. Именно там основная часть зданий находится в аварийном состоянии. Именно там давно уже не пополняется библиотечный фонд, нет средств на изготовление и покупку экспонатов, на постановку новых спектаклей.
При помощи какого же механизма можно, в частности, пополнить кошельки работников культуры на несколько миллиардов рублей? Например, на поддержку врачей "первичного звена" предназначены специальные средства федерального бюджета, выделяемые Федеральному фонду обязательного медицинского страхования. В отличие от здравоохранения и образования культура не имеет ни своего приоритетного национального проекта, ни целевых субвенций из федерального бюджета в регионы. Я сочувствую культуре, но прекрасно понимаю и минфин, который слезам уж точно не верит и не должен верить.
Бедственное положение наших учреждений культуры не может быть заслонено многомиллиардными инвестициями в реконструкцию Большого театра и Мариинки. Районные и городские библиотеки, музеи и театры - вот лицо отрасли. Услугами этих учреждений (бесплатно или за символическую плату) ежедневно пользуются сотни тысяч людей. Точнее - хотели бы, но зачастую не могут, потому что запущенность. В триаде "образование-здравоохранение-культура" последняя финансируется по остаточному принципу. И проблема здесь не только в том, что на социалку во многих регионах банально не хватает денег.
Почему же культура не удостоилась собственного приоритетного национального проекта? Потому что о ее роли в жизни современного общества у нас все еще представления, сформированные в 20-х годах прошлого века. В то далекое время библиотека для большинства людей было единственным местом, где можно было получить необходимую для чтения книгу, - домашние книжные собрания были невозможны хотя бы из-за острого дефицита жилья. Хлынувшие в города крестьяне в своей массе из-за малограмотности не считали книгу какой-либо ценностью. В музеи ходили группами, и они ценились количеством, а не качеством экспонатов. Не поэтому ли за бесценок, на вес, продавали на Запад картины художников эпохи Возрождения, заполняя залы и запасники соцреалистической халтурой? Театры также предназначались для коллективного приобщения к идеологически выверенным творениям.
Но уже в 70-е годы библиотеки стали центром интеллектуальной жизни - в них по записи можно было прочитать многое, в том числе и прорвавшееся сквозь цензуру. Музеи, особенно художественные, выставлявшие оставшихся классиков мировой культуры, стали рассадниками общечеловеческих ценностей. А уж театры... Вспомним хотя бы тогдашние "Таганку", "Современник", товстоноговскую площадку.
Пропустим 90-е, когда денег никому не хватало, что не замедлило сказаться на материальной базе учреждений культуры. И вот наступило нынешнее, обильное для бюджета время. Профицит, Стабилизационный фонд... А культура по-прежнему получает крохи, финансируется "по остаточному принципу". Причина проста: в эпоху, когда модны реформы, бросив взгляд на библиотеки, провинциальные музеи и театры, так и хочется зевнуть - до сих пор здесь так и не предложены новации, соответствующие реалиям XXI века. Единственное, о чем сейчас идет речь, - преобразование в автономные учреждения. В отношении театров, возможно, это имеет смысл, хотя и обернется дальнейшей коммерциализацией этого сектора культуры, что окончательно перенацелит театры на состоятельную аудиторию. Но сделать недоступными для большинства населения наиболее продвинутые библиотеки и музеи, значит, еще более усилить люмпенизацию нашего общества и без того потерявшего многие гуманитарные и нравственные устои.
Сейчас много говорится об обеспечении доступности к качественному здравоохранению и образованию. Без этого действительно у нас нет будущего и как у страны, и как у общества. Но это в такой же степени относится и к культуре. Нам надо вернуть людей в библиотеки, клубы, музеи - конечно, на совершенно другой основе, чем это было приемлемо еще 15-20 лет назад. Эти учреждения должны превратиться в центры общественной жизни. Оснащенные новейшими информационными ресурсами, укрепленные квалифицированными кадрами, они должны органически дополнить систему образования - и для детей, и для взрослых. Они станут удобными площадками для общественной неполитической и политической активности, внося жизнь в деятельность местного самоуправления.
Конечно, для всего этого потребуются деньги куда большие, чем те, о которых сейчас идет речь. Но сначала нужен амбициозный замысел, действительно национальный проект, способный преобразить золушку-культуру в королеву российского бала.
Справка "РГ"
"Культурная составляющая" бюджета-2007 - одна из самых небольших. Меньше денег досталось только жилищно-коммунальному хозяйству (49,4 миллиарда рублей) и охране окружающей среды (7,8 миллиарда рублей). Расходы по всем остальным статьям в разы превосходят затраты на культуру. 821,2 миллиарда рублей досталось обороне, 664,1 миллиарда - национальной безопасности и правоохранителям, 519,5 миллиарда - национальной экономике, 277,7 миллиарда - образованию, 205,4 миллиарда - здравоохранению и спорту. Наконец, 664,2 миллиарда рублей выделено на "общегосударственные вопросы", то есть на содержание чиновничьего аппарата.