22.08.2006 04:50
    Поделиться

    "День открытых дверей" на "Мосфильме"

    С чего начинается "Мосфильм"? Для наших читателей он начался с музея, в котором пахнет временем и автомобилями. Киногероиня "Волга ГАЗ-21" с шашечками на дверях, пока снималась в знаменитых картинах "Берегись автомобиля", "Бриллиантовая рука", не раз меняла цвет. Олег Ефремов специально учился водить машину, чтобы играть таксиста в фильме "Три тополя на Плющихе". Наш читатель Александр Люлька вспомнил, что такую машину присылали за его дедом, известным конструктором космических двигателей Архипом Люлькой.

    - У нас больше двадцати автомобилей, все на ходу, - говорит наш экскурсовод Людмила. - Заливается бензин, и машина выезжает прямо на съемочную площадку.

    Из музея мы попали в тюрьму. Под тусклым светом фонарей читатели идут по бутафорским коридорам "Бутырки". Неловко заглядывают в камеру, присаживаются на деревянные нары. По-настоящему твердо. В 6-м павильоне, ставшем "Бутыркой", Николай Досталь, режиссер знаменитого "Штрафбата", снимает "Завещание Ленина" - фильм о судьбе Варлама Шаламова, великого русского писателя ХХ века. Свой первый лагерный срок Шаламов получил за распространение завещания Ленина "Письма к съезду". Поэтому рабочее название фильма "Завещание Ленина", но оно не нравится ни самому режиссеру, ни исполнителю главной роли актеру Владимиру Капустину, который удивительно похож на Варлама Шаламова.

    Режиссер фильма "Всадник по имени Смерть", для которого строились эти декорации, Карен Шахназаров говорит, что фанерный город был и Москвой, и Копенгагеном, и Тбилиси. Читатели "РГ" тут же заметили, что на дверях фанерного города нет дверных ручек.

    - А колокола звонят? - интересуется читатель Ольга Ковалева.

    - Нет, - смеется Шахназаров, - это слишком дорогое удовольствие.

    А нас уже ждут в знаменитой "Студии шумового озвучания". Качнув механизм, похожий на детские качели, звукооформитель Ирина Кислова потрясла всех шумом настоящей морской волны. Постучала старыми пластмассовыми чашками по утрамбованной земле в кадке - и послышался стук лошадиных копыт. Потянула за веревку на каком-то барабане - и за окном запела вьюга. Ирина Дмитриевна работает на студии более сорока лет и с удовольствием демонстрирует нам спектр звуковых возможностей киностудии.

    Как долго снимается фильм, спросили мы Ольгу Васильеву, пресс-секретаря "Мосфильма".

    - Это очень долгий процесс, - говорит она, - набрать актеров, сшить одежду, подготовить декорации.

    Побывав далеко не во всех уголках киностудии, читатели приступили к самому главному - вопросам генеральному директору киноконцерна Карену Шахназарову.

    - Почему российское кино так заметно уступает советскому? - спросил директора киноконцерна читатель "РГ" социолог Дмитрий Терин. - Это проблема творческая или экономическая?

    - Конечно, творческая, - отвечает режиссер. - Великое советское кино 20-х годов возникло, когда в стране была разруха, и она переживала не лучшее время. А какие изобретения были! В нищей стране изобрели монтаж! Экономика, конечно, важна, но главное все-таки - идея. Развитие нашего кино тормозит отсутствие идей, связанное с состоянием общества. Мы никак не можем понять, чего мы хотим. Мы создали базу, но людей, которые могут пользоваться этой базой, создать не можем. Когда я пришел на "Мосфильм" в 70-х, здесь работали Тарковский, Гайдай, Рязанов, Бондарчук, кроме режиссеров экстра-класса был еще ряд просто хороших мастеров. А сегодня - вы сможете назвать столько имен российского кино?

    Поделиться