22.08.2006 02:55
    Поделиться

    С минфина требуют заплатить за льготников

    В конце прошлой недели Арбитражный суд г. Москвы перенес на месяц разбирательство между минфином и ОАО "Российские железные дороги" (РЖД). Напомним, что монополист "выставил" минфину иск на беспрецедентно высокую сумму - 275 миллионов рублей.

    И потребовал, чтобы государство компенсировало из бюджета затраты компании по перевозке в пригородных поездах федеральных льготников (инвалидов, участников войны) из столицы и Подмосковья, которые "приписаны" к департаментам социальной защиты г. Москвы и администрации Московской области. К процессу решено привлечь нового участника - минздравсоцразвития.

    Сегодня в Федеральном реестре зарегистрировано почти 16 миллионов получателей льготных социальных услуг. Что касается поездов дальнего следования, то здесь компенсация идет через федеральный Фонд социального страхования. И к ФСС у железнодорожников претензий нет. В фонде налажен четкий учет и контроль за проездом каждого льготника. "Пассажиры из льготных категорий получают на руки талон, по которому приобретают билеты, - рассказывает руководитель пресс-службы ФСС Светлана Видгоф. - Ежемесячно РЖД выставляет в адрес фонда счет на выполнение перевозки граждан - получателей социальных услуг с приложением к нему реестра оформленных проездных документов. Мы оплачиваем этот счет в течение 7 дней.

    А вот с региональными перевозками федеральных льготников все значительно сложнее. Они оплачиваются через минздравсоцразвития, которое направляет полученные из госбюджета деньги региональным департаментам социальной защиты. Но где-то цепочка не срабатывает, и компания не получает компенсацию в полном объеме. Такова, по крайней мере, версия истца. Как утверждают в РЖД, обсчет компенсаций в минздравсоцразвития идет, как правило, на основе прогноза, сколько льготников, к примеру, будет перевезено в 2006 году. По словам начальника пресс-службы РЖД Натальи Акафьевой, из минздравсоцразвития представили в этом году прогноз по перевозке федеральных льготников всего на 4 млн. 135 тысяч человек. Но, по данным РЖД, за 7 месяцев компания перевезла уже более 5 миллионов.

    Кстати, в последние два года судебных исков к государству не только от железнодорожников, но и других компаний, обслуживающих эти категории населения, "скопилось" на миллиарды рублей. Суды, как правило, удовлетворяют миллионные иски к государству и от коммунальных служб, и от авиакомпаний, и от междугородних транспортных автоперевозчиков. Однако в разговоре с корреспондентом "РГ" начальник отдела судебной защиты правового департамента минфина Дмитрий Комягин заметил, что в итоге государство несет неоправданные потери: зачастую в состав исковых требований необоснованно включается упущенная выгода, то есть не полученная компанией прибыль.

    Он также объяснил, что не все "выставленные" затраты, по мнению специалистов минфина, действительно доказаны. В Москве, например, миллион инвалидов, а сколько раз и куда они съездили, зачастую остается недоказанным фактом. Кроме того, утверждают в минфине, суды не проверяют факт оказания услуг компаниями. Для того чтобы доказать это, между органами социальной защиты субъектов Федерации, которые "отвечают" за предоставление льгот каждому конкретному гражданину, и поставщиками этих льгот должны подписываться акты сверки и еще ряд специфических документов. Вот и на этот раз, по словам Комягина, заседание суда отложили в том числе и из-за того, что в департаментах Москвы и Московской области не оказалось необходимых документов. Правда, к последнему заседанию суда был представлен пакет "доказательств" - компьютерная распечатка выданных билетов на 11 тысячах листах. Сейчас в минфине пытаются с этим разбираться. "Первое же знакомство с компьютерной распечаткой поездок московских льготников, которые представили суду РЖД, заставляет усомниться в сумме исков и в данных на количество предоставленных билетов и пользовании ими льготниками", - замечает юрист из минфина. - Многие граждане почему-то числятся жителями Брянской и других областей, а не Москвы или Подмосковья, - добавляет он. Кроме того, компьютерная распечатка о выданных билетах, по словам юриста, сама по себе не является документом. Общее же резюме минфина следующее. Сегодня сложилась ситуация, когда взыскать из бюджета миллионные суммы можно без каких-либо подтверждений и доказательств, нет препятствий для неоднократного взыскания одной и той же суммы, чем и пользуются недобросовестные истцы.

    Комментируя ситуацию корреспонденту "РГ", специалисты департамента по вопросам государственной политики в сфере предоставления социальных услуг минздравсоцразвития заметили, что искаженное представление о количестве льготников, совершающих поездки по разовым и абонементным билетам, дает существующая в самом РЖД непродуманная система учета таких поездок. То есть органы минздравсоцразвития обеспечивают всех федеральных льготников так называемыми именными карточками транспортного обслуживания. Однако карточки эти не ограничивают число поездок и маршруты следования пассажиров. Между ОАО "РЖД", Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию и Пенсионным фондом заключен трехсторонний договор. Однако на деле получается, что в одном ведомстве своя персонифицированная система учета, а в другом - такой системы нет. К примеру, по итогам работы за 7 месяцев 2006 года, по информации, полученной минздравсоцразвития от ОАО "РЖД", "количество перевезенных пассажиров льготных категорий на железнодорожном транспорте пригородного сообщения составило 187,6 млн. человек, что на 14 процентов больше, чем за 2005 год. А, по данным минздравсоцразвития, количество таких льготников "сократилось по сравнению с 2005 годом на 4,8 млн. человек". То есть, считают в минздравсоцразвития, представляемые железнодорожниками расчеты носят достаточно условный характер.

    Поделиться