Если вы думаете, что биржа появилась уже в рыночной России, то вы глубоко ошибаетесь Она насчитывает около полутора веков истории. Антрепризы, плодившиеся как грибы нанимали артистов на сезон, а в "межсезонье", во время Великого поста, когда театральная жизнь замирала, актеры собирались на биржи: показать товар антрепренерам.
И в советские времена биржа принимала "паломников", путешествующих в поисках лучшей театральной доли. Она была едва ли не единственным элементом свободного рынка - сюда съезжались тысячи режиссеров и актеров в поисках друг друга. Правда, проходила она в первое время полулегально - ведь театры по революционному декрету были стационированы в начале 30-х годов, и актеры как крепостные были "обречены" на одно место работы. "Центропосредра-бис ликвидируется, - писали парижские "Последние Новости" в 32-м году. - Все актеры взяты на учет. Те, которые уходят из театра вследствие "низкой своей квалификации", будут обучаться другой специальности. Большевики полагают, что "из плохого трагика можно сделать недурного слесаря". Однако советские Счастливцевы и Несчастливцевы продолжали искать лучшей жизни. Между прочим, именно благодаря бирже свой первый ангажемент на "материке" - в городок Павловск-на-Оке - получил народный артист Георгий Жженов.
Биржа не единожды меняла свои места. Старожилы помнят летние бдения в саду им. Баумана, или в ДК на ул. Правды, когда за столиками важно восседали главные режиссеры и директора, пополняя свои труппы.
В новейшие времена биржа захирела. Не было денег не то что на жилье - на дорогу до столицы и обратно. Сегодня минкультуры обеспечивает недорогим общежитием. Но людей приезжает по-прежнему немного. Ведь богатые театры давно ввели практику приглашения на постановку столичных знаменитостей, а у бедных нет денег даже на очередного режиссера. Гонорар постановщика за двух-трехмесячную работу над спектаклем составляет порой значительно меньше 30 тысяч рублей. Зарплаты артистов крошечные, да и квартирами муниципальные власти нечасто жалуют.
Вот и выходит, что - хоть спрос и превышает предложение почти в два раза - редко кого удается заманить на горькие провинциальные хлеба. По словам председателя СТД Александра Калягина, открывавшего биржу, разбазаривание талантов - одна из самых острых проблем современного театрального дела. "Реальная численность творческого персонала не соответствует потребностям. В настоящее время объем банка артистических кадров страны должен составлять почти 48 тыс. человек, а фактическое количество актеров - около 25 тыс., что едва дотягивает до половины требуемого числа".