Фестиваль глазами члена жюри
Выборгский кинофестиваль "Окно в Европу", завершившийся в минувшую пятницу, можно счесть по большому счету окном в Россию с ее социальными и ментальными проблемами.
Почему фаворит остался за чертой призеров
Выглянули в окно, надеялись увидеть Париж, Рим, Берлин, "а с платформы говорят: это город..."
И увидели мы в окне, как в зеркале, самих себя.
Картина нашей жизни, как и нашего кинематографа, оказалась рельефной, поскольку, кроме конкурса, была еще и программа "Выборгский счет", где фигурировали наиболее заметные фильмы минувшего сезона, удостоенные призов на других фестивалях.
Решение профессионального жюри, куда входил и автор этих строк, вызвало ряд недоуменных вопросов.
Неожиданным и для участников, и для сторонних зрителей, да и для нас, членов жюри, было то, что фильм Андрея Эшпая "Многоточие", считавшийся фаворитом конкурса, был обделен наградами - только роль второго плана в исполнении Сергея Дрейдена была отмечена дипломом.
Действительно в картине содержались все предпосылки для успеха как зрительского, так и профессионального. Острый мелодраматический сюжет с несколькими любовными треугольниками, наезжающими один на другой. Главная героиня - Кира Георигиевна, сделавшая завидную в советское время карьеру номенклатурного художника, в своей просторной московской квартире - верная, нежная жена; в своей еще более просторной мастерской (посреди высится мощная фигура Ленина) - женщина, испытывающая невольное эротическое влечение к молодому с прекрасным торсом натурщику, с которого она лепит боксера в боевой стойке. А на подмосковной даче у Киры Георгиевны развертывается роман с репрессированным писателем, у которого в Магадане осталась семья. Вадим - это ее первая любовь в той, до 37-го года, жизни. И, возможно (здесь ставится многоточие), последняя и единственная ее любовь. И, возможно (опять многоточие), последний и единственный смысл ее жизни.
Жизнь, как быстро становится понятно, протекает на противоречивом и потому выигрышном историческом фоне. Прибавим к этому ансамбль со вкусом подобранных актеров: Евгения Симонова, Чулпан Хаматова, Сергей Дрейден, Евгений Цыганов, Инга Стрелкова-Оболдина. Плюс пластичная светопись оператора Максима Трапо, плюс серьезная с тщательно проработанными темами музыка Андрея Леденева. Наконец, режиссер Андрей Эшпай, у которого на счету несколько памятных творческих удач (в их числе - телесериал "Дети Арбата"), постарался придать этому киноповествованию образную остроту. И, на мой взгляд, сильно перебрал в ней.
Все сделано старательно, тщательно, но художественно неубедительно. Кто-то счел, что режиссер просто не угадал с актрисой на главную роль. Стихия Евгении Симоновой - лиризм, но не чувственная страсть. Возможно, и так. Но мне-то показалось, что режиссер "не угадал" с коллизией. Она - в советском двоедушии, обезвоживающем всякого талантливого человека. Она в фильме - периферийная, в сущности, неопознанная реалия. Отсюда, как мне кажется, и все нестыковки художественных решений.
Прогноз на завтра и погода сегодня
"Многоточие" показывалось последним в конкурсе и было его заключительной точкой, а первыми оказались две картины молодых режиссеров Рамиля Салахутдинова ("Кружение в пределах Кольцевой") и Николая Хомерики ("977/ Девять семь семь"). О них "РГ" уже писала. Они и стали первыми по количеству и качеству наград. "Золотая ладья" приплыла к Хомерики, а "серебро" и приз критики достались Салахутдинову.
Еще одна "Серебряная ладья" была отдана режиссеру Борису Фрумину за фильм "Нелегал". Я думаю, об этой картине еще будет много споров. И не только о ее фабульных хитросплетениях: кто там двойной агент, кто агент однозначный. Будут спорить о ее жанровой неопределенности: уж не пародия ли эта картина на "Семнадцать мгновений" и "Мертвый сезон"? Уж не комедия ли это на материале работы советских спецслужб? Уж не драма ли это их маразма на последнем дыхании?
Насколько единодушным оказался скептицизм членов жюри по отношению к "Многоточию", настолько разноречивыми были мнения о том, кто матери - кинематографической истории ценен. У каждой из этих картин свои достоинства. У каждого из членов жюри были свои вкусовые предпочтения. Сошлись на том, что уж коли слоганом этого фестиваля является "Прогноз на завтра", то наиболее перспективной работой с этой точки зрения может считаться фильм "977/ Девять семь семь".
Что же касается сегодняшней погоды в кино и в стране, то со своими констатациями выступили Сергей Снежкин ("Мечта"), Игорь Апасян "Граффити", Сергей Бобров "Последний забой".
Первый явно перебрал в сатиричности, второй - в метафоричности. Третий... чего-то недобрал.
Картина "Последний забой" не без достоинств. Одно из них - сценарная основа Юрия Короткова, которая и была отмечена дипломом жюри. История о том, как трое шахтеров по разным причинам решили себя как бы не нарочно взорвать в шахте в личных интересах и что из этого получилось, трагикомична. Жанр этот требует от режиссера особой эстетической тонкости и этической щепетильности, чего, увы, не оказалось в фильме.
Зато комедия Оксаны Бычковой "Питер FM" явилась соразмерной и претензиям и в стилистике. Вполне попсовая история про молодых людей, нашедших друг друга в эфире коротковолновой радиостанции, изложена легко, непринужденно. Отчасти она напомнила данелиевскую ленту "Я шагаю по Москве" и шпаликовское мироощущение той поры: "А просто летний день прошел, нормальный летний дождь".
За "нормальный летний дождь" и "хорошее настроение" жюри отдало третью "серебряную ладью" Оксане Бычковой как лучшей дебютантке конкурса.
Фестиваль в поисках необщего выражения лица
Напоследок стоит сказать о трансформации, которую переживает Выборгский фестиваль.
Похоже, что некогда придуманная одним из основателей "Окна в Европу" Саввой Кулишом фишка "Выборгский счет" как нечто факультативное, как своего рода "праймериз" перед раздачей общенациональных "Золотых орлов" и победных богинь "Ника" становится основным "блюдом" в рамках фестиваля. Это не в последнюю очередь связано с тем, что богатеющий город нашел возможным обеспечить первое место ("Мне не больно" Алексея Балабанова") по результатам "Выборгского счета" денежным вознаграждением в сумме $10 000. Этим обстоятельством, возможно, объясняется, что на церемонии произошла рокировка: сначала были объявлены победители основного конкурса, а за этим гости узнали имена триумфаторов "Выборгского счета".
Еще одна новация: впервые в истории национальных фестивалей было проведено открытое заседание жюри до объявления результатов.
Случайно или не случайно, но и приз имени Андрея Тарковского в этом году достался картине, которая не участвовала в основном конкурсе - "Свободное плавание" Бориса Хлебникова, действительно, по-моему, лучшая картина этого киносезона.