Всего обвиняемой было инкриминировано около 15 таких эпизодов. Так как деньги заведующей не присваивались, а действительно тратились на нужды садика, обвинение в получении взяток не выдвигалось. Речь шла об одной из разновидностей так называемого "социального рэкета", который на официальном языке Уголовного кодекса трансформировался в превышение должностных полномочий.
Суд приговорил заведующую к штрафу в 15 тысяч рублей, однако не запретил ей и в дальнейшем занимать руководящие должности в детских дошкольных учреждениях. Удивительно, но поддержали обвиняемую и некоторые из вызванных в суд родителей. Мол, если власти не могут нормально финансировать садики, то практика, когда заведующая пытается своими силами поправить бюджет дошкольного учреждения, не должна считаться порочной. Единственное, что обижало людей - это разный размер сумм, запрашиваемый с них за устройство ребенка в садик. Вот если бы "такса" была одинаковой и узаконенной - жалоб вообще бы не было! Тем не менее, исков на возмещение материального вреда никто из родителей против заведующей не подал.
Суд над Еленой Яблоковой стал первым, но, видимо, не последним делом такого рода в Вологде. Сейчас городская прокуратура проводит проверки еще в нескольких дошкольных учреждениях, откуда поступали сигналы о "социальном рэкете".
Впрочем, и в прокуратуре, и в городском управлении образования понимают, что одними карательными мерами проблему с зачислениями детей в садики не решить. Дефицит детсадовских мест на Вологодчине достиг угрожающих размеров. Ведь только в городской очереди на получение доступа в дошкольные учреждения стоят свыше 3 тысяч ребятишек (а всего по области их около 7 тысяч).
Корни же этой проблемы проистекают еще из середины 90-х годов, когда прежние областные власти стали активно пропагандировать альтернативное воспитание. Матерям, решившим не отдавать детей в сады, а воспитывать их дома, стали выплачивать денежные компенсации. Но вскоре эксперимент был признан неудавшимся. Альтернативное воспитание, в основном, выбирали родители из неблагополучных семей. Компенсационные деньги пропивались, а ребятишки были предоставлены сами себе и приходили в школы с сильным отставанием в уровне развития от прошедших через детсады сверстников.
Идею альтернативного воспитания быстренько похоронили, но к тому времени часть зданий бывших детсадов была продана или перепрофилирована. До конца 90-х годов, из-за снижения рождаемости, особой остроты "детсадовской проблемы" не наблюдалось. Но как только демография на Вологодчине пошла на поправку - место в детском саду стало чуть ли не главным социальным дефицитом.
Сейчас из 28 городов и районов Вологодчины очередей в детский сад нет только в пяти муниципалитетах - в Верховажье, Кириллове, Шексне, Кичменгско-Городецом и Череповецком районах. В других же районах ситуация аховая. Причем основную очередь создают дети полуторагодовалого возраста - по всем санитарным нормам в одной детсадовской группе должно быть не больше 15 малышей такого возраста. И, хотя эти нормы повсеместно "растягиваются" за счет сверхлимитных "ясельников", проблема все равно остается.
В Вологде, Череповце и в других городах приняты программы по расширению мест в детских садах. Ряд уже существующих зданий дошкольных учреждений надстраивается, выделяются помещения под новые группы. С сентября в Вологде должны заработать и два частных детских сада - власти обещают оказать им финансовую поддержку. Но даже при самом благоприятном развитии событий, как считают специалисты управления образования, полностью очереди в детские сады на Вологодчине удастся ликвидировать не раньше 2009 года.
Пока же ситуация не нормализовалась, заведующих детских садов зачастую провоцируют сами родители, предлагая им деньги за устройство своих чад. Бороться с этой практикой, считает начальник городского управления образования Вологды Елена Воробьева, очень тяжело. Заведующим всех дошкольных учреждений города направлены разъяснительные письма. Смысл их сводится к тому, что вымогать деньги с родителей при поступлении детей запрещено. Но вот принимать добровольные пожертвования на развитие материальной базы, с оприходыванием денежных поступлений через бухгалтерию, как бы и не возбраняется. Вот только как отличить добровольные "пожертвования" от добровольно-принудительных?
Между тем осужденная заведующая детским садом № 108 готова обжаловать приговор. По словам Елены Яблоковой, все полученные от родителей деньги она до последней копейки потратила на благоустройство детсадовской территории, то есть - на благо самих же детей. Нет претензий к профессиональной деятельности Яблоковой и со стороны городского управления образования. Наоборот, 108-й детсад там продолжают называть одним из лучших в Вологде.