23.08.2006 02:00
Поделиться

В Нижегородской области сельским учителям выделяют дом и машину

Достаточно ли предпринимаемых  мер для перехода на качественно новый уровень образования? Станет ли национальный проект реальным инструментом в деле подъема школы? Эти и другие вопросы обсудили эксперты круглого стола "Реализация национального проекта "Образование", состоявшегося в Приволжском представительстве в рамках деятельности Клуба читателей "Российской газеты".

Миллион на моральную поддержку

Главная задача проекта "Образование" - дать системе стимул к движению вперед. Государство  намерено поощрять инновационные программы, лучших учителей, выплачивать гранты талантливым молодым ученым, то есть, делать ставку на лидеров и распространять их опыт. Поддержку получат и наиболее эффективные и успешные образовательные практики, которые также станут живым примером. Причем, средства будут направляться сразу на счет школы, что стало возможным только в связи с изменением механизма финансирования.

Общественность же теперь может не только наблюдать за происходящим со стороны, но и активно участвовать в процессе посредством создания попечительских и управляющих советов. Ожидается, что это сделает систему образования более прозрачной и восприимчивой к запросам общества. Итак, точки роста обозначены, материальное поощрение продекларировано, подходы понятны. Но стоит ли ждать уже в новом учебном году качественного рывка?
Участники круглого стола, среди которых директора областного департамента образовании Сергей Наумов, директора школ и учителя,  в оценках пока осторожны. Из 128 школ, подавших заявку на конкурс, победили 60 (39 городских и 21 сельская). Но уровень каждой из них выше среднего, поэтому все продолжат развиваться  в выбранном направлении независимо от того, получена ли материальная  поддержка. Сами директора школ-победительниц единодушно признают премию стимулом, но практическое значение для каждого она имеет разное. Если, например, для школы в Кстове сумма является значительной, то нижегородский лицей вряд ли сможет на полученные средства принципиально обновить материально-техническую базу. Но, по словам директора нижегородского лицея № 87 Анатолия Корягина, такое признание со стороны государства дает уверенность в правильности выбранного направления развития школы. Вопрос о том, как потратить деньги, перед руководителями школ не стоит - все давно посчитано и распределено.

- Схема распределения средств была приложена в качестве бизнес-плана к конкурсной документации, - рассказывает Анатолий Корягин. - Она предусматривает и установку систем видеонаблюдения, и покупку новых компьютеров, повышение квалификации учителей.

- Мы потратим деньги на уже действующие программы по информатизации, охране здоровья, планируем создать свой медиацентр, - поделилась планами директор кстовской школы № 8 Светлана Горшкова. - Вообще, оказалось, что миллион - это не так уж и много, ведь хочется столько сделать для своей школы, ребят и учителей.

Главным же результатом, по мнению обоих директоров, является сам факт внимания к проблемам образования. Так, по словам Светланы Горшковой, проявленная правительством позиция внушает оптимизм:

- Мы давно ждали подобных решений, потому что ситуация назрела. И очень приятно, что общество повернулось лицом к учителю, готово услышать о проблемах и помочь.

Кстати, эта точка зрения стала наиболее часто высказываемой: начало открытого диалога участники круглого стола расценивают как первый и самый важный шаг на пути реформирования системы образования. Представители общественности даже вошли в экспертные группы, определявшие лучшие школы.

- Выбор был непростой. У многих школ есть нестандартные программы, авторские наработки, было даже просто интересно все это почитать. А выбирали мы по одному простому критерию - хочется отдать ребенка в эту школу или нет, - рассказала Ольга Смаль, председатель родительского комитета школы № 26 и член жюри.

По высшему разряду

Что касается высшего образования, приоритетом стали инновационные вузы, которым и будет оказана поддержка. Именно они должны стать локомотивом и задать новые стандарты научной деятельности. Суть же инновационного образования можно выразить фразой: "Не догонять прошлое, а создавать будущее". Денег на вузы государство не пожалело - выигрывавшие в конкурсе получат от 400 миллионов до 1 миллиарда рублей. Но и задачу перед ними поставило более чем серьезную - выход на лидирующие позиции в мировом масштабе.

Победителями первого конкурса стали всего 17 университетов со всей страны. Среди них - Нижегородский государственный университет имени Лобачевского (ННГУ). Роман Стронгин, ректор ННГУ, результатами конкурса удовлетворен и в успехе своего университета не сомневался:

- Конкурс был очень жестким, проходил в два этапа посредством тайного голосования. И  многие авторитетные и старейшие университеты не смогли соответствовать всем выдвинутым требованиям.  От государства наш университет получит 540 миллионов рублей, но при этом добавит 120 миллионов рублей из собственных средств. Софинансирование - одно из условий участия в проекте.

Основным же козырем нижегородского университета стал научно-технический уровень и потенциал. ННГУ  за последние годы успешно реализовал несколько крупных проектов, в том числе международных, с участием крупнейших мировых компаний. И, учитывая уже имеющийся опыт интеграции, университет сможет создать органичную систему, которая станет эффективной площадкой по развитию информационных технологий не только для нижегородских студентов и молодых ученых, но и специалистов из других регионов.

От местного к национальному

Говорилось на круглом столе и о том, что цель национального проекта состоит не только в оказании поддержки из федерального центра, но и в стимулировании региональных инициатив. Нижегородской области в этом плане проще остальных. Часть направлений теперешнего национального проекта раньше являлись как раз региональными программами и ноу-хау: это и конкурсы на звание лучшей школы, лучшего учителя, и "Школьный автобус".

- Реализация программ, - пояснил Сергей Наумов, - не переложена полностью на плечи федерального бюджета - правительство региона софинансирует все проекты. Так, например, поощрение из областного бюджета получат все школы, которые подавали заявку на участие в конкурсе: кому-то выделят необходимый автобус, кому-то помогут оборудовать специальный класс. И на оснащение кабинетов, несмотря на выделение федеральных средств, в областном бюджете также припасена немалая сумма. Не остались без внимания и учителя: повышение в 2006 году зарплат бюджетникам должно было отменить действие региональной надбавки в девять процентов. Однако по предложению губернатора Валерия Шанцева, которого поддержало областное правительство, она сохранена. Кстати, стратегия развития области, которая разработана до 2010 года, предполагает увеличение зарплат учителей  в разы.

Но сами работники образования ценят не только финансовую сторону деятельности областного правительства. Так, Светлана Горшкова и учитель начальных классов школы № 91  Ирина Мохова, ставшая одной из победительниц в конкурсе "Лучший учитель", отметили информационную и моральную поддержку, которую оказал областной департамент образования всем конкурсантам.

- Нам своевременно и доходчиво объяснили, как работать с конкурсной документацией и, самое приятное, поддерживали и подбадривали нас на протяжении процесса. То, что мы и наши идеи небезразличны  представителям власти, придает новые силы для работы, - поделилась Светлана Горшкова.

- Нам, в свою очередь, было приятно продемонстрировать потенциал региона, - констатировал Сергей Наумов. - У нас работают талантливые люди, существуют прекрасные авторские разработки, нам есть показать и не нужно стесняться этого делать. Пусть другие берут пример с нижегородских учителей. 
В то время как инициативы, реализуемые в регионе, нашли свое отражение в национальном проекте, в Нижегородской области на повестку дня вынесена очередная программа - "Закрепление на селе молодых специалистов". Она была принята по инициативе губернатора и уже дала первые результаты.

- Выпускники вузов, готовые работать на селе учителями и врачами, получают от регионального правительства дом, машину и повышенную зарплату, - рассказал директор областного департамента образования. -  Так, при уровне зарплаты директора сельской школы примерно в три-четыре тысячи рублей, молодой специалист может рассчитывать на шесть тысяч. Действие программы началось весной 2006 года, и уже 130 молодых педагогов стали ее участниками. Всего же в регионе 500 вакансий, есть все основания для того, чтобы обеспечить специалистами нуждающиеся в этом учреждения. Кроме того, сейчас принято решение, что в программе могут участвовать не только выпускники, но и учителя, отработавшие один-два года. Так что уже по предварительным данным видно, что программа сыграет существенную роль в обеспечении сельских школьников достойным и конкурентоспособным образованием. 

Еще одним подтверждением того, что программа востребована и может стать эффективным инструментом, является тот факт, что с начала ее реализации в Нижегородский педагогический университет подано на 700 заявлений больше обычного, и на 400 увеличилось количество абитуриентов в Арзамасском филиале педуниверситета. Причем, педагогами в этом году решили стать вдвое больше медалистов. Но Сергей Наумов особо отметил, что наряду с молодежью внимания заслуживают и педагоги с многолетним опытом. Сохранение лучших традиций, которые создавались десятилетиями, - один из залогов успеха реформирования.
Все это, по мнению участников круглого стола, дает уверенность, что система образования постепенно выходит на новый уровень, готова работать по новым стандартам и оперативно реагировать за запросы общества. По однозначному мнению, школа сегодня становится ближе к людям, и ее проблемы более понятны детям и родителям. Взаимное доверие - вот на чем будет строиться учебно-воспитательный процесс.