В нынешнем году исполнилось 20 лет с момента аварии на Чернобыльской АЭС. С тех пор преодоление разрушительных последствий катастрофы на ЧАЭС стало важнейшей задачей, которая решается в рамках национальных целевых программ. А с 1998 года к совместной борьбе с последствиями "черного выброса" подключилось Союзное государство. Из его бюджета профинансирована совместная программа. В марте нынешнего года подведены итоги второго этапа этой программы за 2002-2005 годы. Оказалось, чернобыльская тема в дальнейшей совместной деятельности наших государств далеко не исчерпана. В ее развитие подготовлена новая союзная программа. Корреспондент "СОЮЗа" попросил рассказать о ней заместителя Госсекретаря Союзного государства Сергея Шухно.
- Сергей Степанович, по данным ученых, уменьшение годовых доз облучения людей до "нормального" уровня будет идти еще очень долго, а в "критических" населенных пунктах - до 2060 года. Социологические исследования и опросы общественного мнения свидетельствуют: и через 20 лет, прошедших после чернобыльской аварии, жители пострадавших районов не владеют полной информацией для того, чтобы вести здоровый, продуктивный образ жизни. Как тут может помочь новая программа?
- Мифы об угрозе излучения любого, даже самого низкого уровня, способствуют фатализму, паническим настроениям среди жителей. Поэтому надо совершенствовать совместную российско-белорусскую единую информационную и социально-реабилитационную политику. В приоритетах здесь прежде всего вопросы достоверной информации о последствиях катастрофы. В результате тщательных исследований ученые наших стран пришли к общему выводу: на сегодняшний день единственным научно доказанным фактом радиационного воздействия на людей, перенесших аварию, является увеличение случаев рака щитовидной железы, причем, как правило, у тех, кто облучился в детском и подростковом возрасте. Что касается прогнозных оценок онкозаболеваемости на радиоактивно загрязненных территориях России и Беларуси, то сегодня с помощью цифр опять же доказано - достоверного влияния радиационного фактора на развитие онкологических болезней не наблюдается. Уровень таких болезней отражает среднестатистическую тенденцию.
Вместе с тем многолетний стресс, которому подверглись люди, их сознательное самоограничение в потреблении продуктов питания из-за боязни "схватить" лишнюю дозу, а также наличие других, не связанных с радиацией, неблагоприятных экологических факторов - дефицит йода, селена, железа и др. - привели к тому, что многие показатели по общей заболеваемости ухудшились. Поэтому ныне, спустя 20 лет после аварии, надо сконцентрировать усилия на мерах, направленных на улучшение качества жизни и здоровья таких граждан. А помощь пострадавшим сделать адресной.
- Каким образом организуется подобная адресная помощь сейчас?
- Такая медицинская помощь гражданам России и Беларуси реализуется в национальных программах и за счет национальных бюджетов. Кроме того, из бюджета Союзного государства финансируется лечение и оздоровление детей, нуждающихся в специализированном оздоровлении и не получивших его за счет национальных программ. Например, за три года - с 2002-го по 2005-й, на лечение детей из бюджета Союзного государства выделено 18 миллионов рублей, а в нынешнем - 12 миллионов рублей. Кроме того, программой предусмотрено, чтобы санаторные услуги могли получать дети из других российских регионов, пострадавших от радиационных катаклизмов. Недавно одно из таких предложений - оздоровить детей, живущих на территориях, близких к печально известному предприятию "Маяк", - было направлено руководству Челябинской области.
Благодаря союзной программе также пополняются новым оборудованием ведущие лечебные учреждения Беларуси и России, разрабатываются и внедряются новейшие технологии ранней диагностики, лечения и реабилитации граждан, подвергшихся воздействию радиации. К примеру, в медицинском радиологическом центре РАМН прошли учебу врачи, которые лечат людей, живущих в Воронежской, Липецкой, Курской и Брянской областях.
- Прежняя союзная программа на 2002-2005 годы признана завершенной. За прошедшее время на ее воплощение из бюджетов наших государств на паритетных началах, в том числе и из бюджета Союзного государства, было потрачено свыше 2 миллиардов рублей. Назовите наиболее важные, на ваш взгляд, проекты, воплощенные в этой программе.
- B Беларуси построен новый республиканский научно-практический центр радиационной медицины и экологии человека, оснащенный по последнему слову техники. Сегодня там работают специализированный радиологический диспансер, стационар на 450 мест, научные лаборатории. В России реконструированы медицинский радиологический научный центр РАМН в Обнинске, центр экстренной и радиационной медицины в Санкт-Петербурге. Самым, на мой взгляд, значимым достижением союзной программы стало создание так называемого Единого регистра России и Беларуси. Этот уникальный банк данных - почти 330 тысяч человек - охватывает все категории чернобыльцев, пострадавших в аварии на ЧАЭС. Данные позволяют прогнозировать рост или, напротив, снижение числа болезней среди тех или иных категорий людей, дальнейшее развитие радиологической, медико-демографической, социально-экономической и социально-психологической обстановки на радиоактивно загрязненных территориях. Благодаря учету и мониторингу отныне практически все чернобыльцы находятся под постоянным медицинским контролем, лечатся в ведущих медицинских центрах двух наших стран.
- Насколько четко налажен учет в Едином регистре лиц, получивших чернобыльскую отметину? Как быть тем, кто в свое время был облучен в "зоне", но в регистр не попал, поскольку живет в других регионах страны, мира, однако нуждается в бесплатной медицинской специализированной радиологической помощи, консультациях?
- В рамках совместной программы в 2003 году разработаны протоколы обмена информацией между национальными радиационно-эпидемиологическими регистрами России и Беларуси. Данные регистра помогают формировать группы повышенного радиационного риска с точностью до населенного пункта и даже конкретного жителя. Единый чернобыльский регистр имеет и самостоятельное научное значение. К базам регистра обращаются многие отечественные и международные научные центры, которые занимаются проблемами радиационных угроз, чтобы во всеоружии и в любой момент, встретить аварию, обойтись наименьшим количеством потерь. Для того чтобы попасть на учет в регистр "неучтенным" пострадавшим в результате чернобыльской катастрофы, нужно обратиться в МЧС Беларуси или России.
- Какие принципиально новые положения предусматривает совместная программа по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства на 2006-2010 годы? Ha ее воплощение предполагается потратить свыше одного миллиарда рублей...
- Сегодня здесь намечено три приоритета. Помимо создания элементов системы мер адресной специализированной медицинской помощи, о которых я говорил, это возврат в хозяйственный оборот сельскохозяйственных угодий и земель лесного фонда России и Беларуси, реализация общей информационной политики по проблемам преодоления последствий чернобыльской катастрофы. В частности, продолжится пополнение общих баз данных по выявленным на загрязненных территориях России и Беларуси потенциальным радиационно-обусловленным заболеваниям (лейкозам, раку щитовидной, молочной железы) и в связи с этими оценки доз облучения. Такие работы охватят всю Беларусь и четыре наиболее загрязненные области России - Брянскую, Калужскую, Тульскую и Орловскую. Кроме того, в регистре будут созданы новые системные блоки данных по так называемым "неонкологическим болезням и смертям среди ликвидаторов", по "внутриутробно-облученным гражданам", по "потомкам ликвидаторов второго поколения".
- Что означает так называемый "сельскохозяйственный проект"?
- Из-за аварии радиоактивному загрязнению подверглись большие участки в основном сельскохозяйственных территорий России и Беларуси. По имеющимся прогнозам изменения площадей радиоактивно загрязненных территорий, участки территорий с плотностью загрязнения цезием-137 свыше 5 кюри на квадратный километр сохранятся и после 2016 года. Сегодня на этих территориях только в Брянской и Гомельской областях располагаются сельскохозяйственные угодья площадью более 300 тысяч гектаров. На многих загрязненных участках без проведения специальных работ невозможно вырастить "здоровую" сельхозпродукцию, соответствующую гигиеническим нормам. Ужесточение требований к безопасности сельскохозяйственной продукции требует создания системы радиационного контроля на базе единой системы показателей, гарантирующей, что "грязные" овощи и фрукты не попадут в оборот. Следовательно, нужен детальный "поадресный" анализ загрязненных территорий. В качестве основного механизма создания условий по приведению в безопасное состояние и возврат в хозяйственный оборот сельскохозяйственных угодий России и Беларуси предусматривается разработка единых российско-белорусских требований к условиям производства и качеству сельскохозяйственной продукции. На базе таких данных будут разработаны общие требования к так называемым радиологическим паспортам безопасности сельскохозяйственных предприятий, создан тематический атлас прогнозных аспектов на радиоактивно загрязненных территориях России и Беларуси вплоть до 2030 года.
- А что предполагается сделать с помощью союзной программы по выявлению загрязненных участков лесного хозяйства?
- Сегодня в России и Беларуси около 2,7 миллиона гектаров леса расположено в зонах загрязнения. "Проблемные" леса находятся в густонаселенных районах Беларуси и России с традиционно интенсивным ведением лесного хозяйства. В основе эффективного управления зелеными угодьями также лежит проведение комплексных исследований. Здесь и разработка паспортов радиологической безопасности и в целом создание единых требований Союзного государства по безопасному содержанию таких лесов.