В Москве за жилье для малоимущих платят те, у кого денег достаточно

Дня не проходит, чтобы в федеральных СМИ не появилась публикация о квартирном вопросе в Москве. Информация подается в свете выполнения национальной программы "Доступное жилье". Два других субъекта Федерации, названных в постановлении прокуратуры (Московская область и Санкт-Петербург), в прессе почему-то не затрагиваются. Между тем в Москве выполнение программы по жилью не вызывает вопросов.

Хотя цены на московские квартиры действительно стремятся к заоблачным высотам. Столичные власти сами это признают. Буквально накануне обращения Генеральной прокуратуры в ФАС глава московского строительного комплекса Владимир Ресин в интервью "Российской газете" заявил, что цены на городскую недвижимость "взвинчены до неприличных размеров". Ресин рекомендовал строительным организациям, которые выступают в роли инвесторов, заморозить экономически неоправданный рост цен на жилье.

Есть у столичных властей и свое объяснение роста цен - ажиотажный спрос на московское жилье. Как заметил Владимир Ресин, 70 процентов из общего объема продаваемого в городе коммерческого жилья покупают жители других регионов России.

Москва является финансовой и инвестиционной столицей России, сюда стремится огромная масса социально активных людей со всей страны. Все, кто хочет добиться чего-нибудь серьезного в жизни, мечтают жить здесь. Московская недвижимость сегодня является и способом инвестирования денег, и способом их накопления. Именно об этом заявил на днях мэр Москвы Юрий Лужков, комментируя ситуацию с ценами на жилье в столице: "Единственный способ добиться снижения цен на квартиры - увеличить объемы строительства. Другого способа природой не предусмотрено".

В принципе есть еще один способ снизить цены - ограничить приток желающих жить в Москве. Сделать это, в свою очередь, можно двумя способами. Первый - административный - запретить иногородним покупать столичные квартиры. Второй - рыночный - снизить инвестиционную привлекательность Москвы для жителей страны. Понятно, что ни запрет на покупку жилья, ни снижение инвестиционной привлекательности столичные власти не устраивает. Зачем Москва должна отказываться от притока талантливых людей и от денег, которые они с собой приносят в экономику города? Москва не только не отказывается, но и использует ситуацию в пользу малоимущих жителей города. Дело в том, что в цены на коммерческие московские квартиры косвенно заложена цена бесплатного жилья, которое город строит по социальным программам.

В начале 90-х годов по инициативе Юрия Лужкова была внедрена особая система расчета инвесторов строительства с городом. С каждого коммерческого проекта инвестор обязан отдавать городу часть жилых площадей. На деньги, вырученные от продажи коммерческих квартир, город строит жилье для очередников и по социальным программам.

Всего в год в Москве строится порядка 5 миллионов квадратных метров жилья, из них около 2 миллионов квадратных метров - по социальным программам. Посчитать несложно, примерно 40 процентов от продажной стоимости коммерческого жилья уходит на оплату строительства социального. Соответственно, в средней цене московского квадратного метра заложена сорокапроцентная надбавка.

Можно, конечно, в очередной раз разразиться гневной тирадой в адрес столичного мэра по поводу пережитков социализма, осудить перекрестное субсидирование и заклеймить во взяточничестве московских чиновников. Но какой в этом смысл? Лужков просто-напросто гениально использовал сложившуюся ситуацию: за жилье для малоимущих платят те, у кого денег достаточно.

Казалось бы, при выполнении национальной программы "Доступное жилье" страна должна взять на вооружение московский опыт или хотя бы использовать возможности развитого за счет "системы Лужкова" столичного строительного комплекса в других регионах. Но вместо очевидного хода был сделан обратный.

Оно и понятно, создавать инвестиционно-привлекательные центры в других регионах, вкладывать деньги в развитие строительной индустрии гораздо сложней, чем заклеймить московских строителей в сговоре и раскулачить их. Гораздо проще осадить тех, кто слишком много зарабатывает, чем объяснить остальным, почему им надо лучше работать. Вот это и есть торжество логики социализма.