Сможет ли Россия войти в ВТО на "ножках Буша"

Провал переговоров с США о членстве России в ВТО на раунде G8 стал для России неприятной неожиданностью. И через полтора месяца последовал ответ: если США и дальше будут упорствовать, Россия фактически откажется от "ножек Буша".

Решится ли, не осложнит ли этот "ультиматум" переговоры еще больше и не вызовет ли рост цен на прилавках? Корреспонденты "РГ" провели собственное расследование.

Почему куры?

"Ножки Буша" не в первый раз становятся предметом торга. Достаточно вспомнить, как Россия тормозила их ввоз, когда наших сталеваров не пускали в США. И хотя давно доказано, что "ножки" виноваты лишь тем, что глубоко заморожены, никаких "страшных" гормонов в них нет, зато они кормят самого бедного нашего покупателя, но Америку все-таки принято бить именно "по ногам". Почему?

Как поясняют эксперты, причина - в политической чувствительности этого вопроса для США. Хотя для американской экономики в целом такие санкции - как укус комара, однако "ножки" производят в двух третях американских Штатов, фермеры которых жалуются в парламент, а парламентарии поднимают шум. К тому же бюджет США считает своим долгом компенсировать фермерам потери, а какому министру финансов понравятся лишние расходы? Что же касается России, то у нас именно птицеводство наряду с зерновым сектором - самый консолидированный сектор аграрного лобби, и это лобби всегда готово поддержать борьбу с конкурентом.

Что предложил Греф

Министерство экономического развития и торговли распространило письмо за подписью министра, в котором говорится, что, если прогресса на переговорах по ВТО не будет достигнуто на октябрьском раунде (по нашей информации, речь идет о личной встрече президентов России и США), наша страна отменит преференции по торговле мясом для Америки. Вскоре коллегу поддержал министр сельского хозяйства Алексей Гордеев. О каких преференциях речь?

Россия ввела квотирование импорта мяса во втором квартале 2003 года. Главное в этом механизме - "страновой принцип" (за отдельными государствами закреплялся определенный объем ввоза мяса). Переговоры по ВТО тогда, казалось, шли успешно, США и ЕС достались солидные объемы квот, а другого крупного поставщика, но второстепенного игрока на переговорах, Бразилию, обидели. Вышло криво: в ЕС реально товара нет, и операторам рынка приходилось менять квоты ЕС на бразильские (правда, американская квота не служила предметом обмена, там кур немерено). В прошлом году, в период новых надежд на скорое членство, Россия и США заключили новое соглашение по торговле: обмен квот запретили, за США закрепили долю в 74 процента, с ростом физического объема на 40 тысяч тонн в год. Это соглашение вызвало негативную реакцию в минсельхозе, однако казалось, что именно оно обеспечивает нам дорогу в ВТО.

В чем заключается "ультиматум"

Как пояснил корреспонденту "РГ" исполнительный директор Ассоциации операторов российского рынка мяса птицы Антон Суриков, речь идет о замораживании прошлогоднего российско-американского соглашения и об изменении постановления правительства о режиме квотирования импорта. Квоты по курятине сократятся на 800 тысяч тонн, деление их по странам отменят, а пошлина на внеквотное мясо не будет снижаться.

По словам г-на Сурикова, технически это легко осуществимо. Как пояснили нам другие эксперты, экспортные контракты осуществляются с временным "плечом" в два месяца, так что пересмотр порядка в ноябре позволит поставщикам заключить новые контракты как раз с начала 2007 года. Не противоречит это и международной практике: сами приняли, сами отменили.

Последствия для рынка

Мнения экспертов о последствии "куриного ультиматума" для покупателей расходятся. Так, по мнению г-на Сурикова, "будет обеспечена стабильность на рынке, не будет резких колебаний и демпинга, создадутся еще более благоприятные условия для инвестиций в российское птицеводство" и это "гарантированно не приведет к росту цен". Отмена "странового деления" позволит операторам легче маневрировать на мировом рынке и брать курятину там, где выгоднее. Так, сегодня приходится ввозить мясо из Бразилии вне квоты, то есть дороже.

С ним солидарна генеральный директор Росптицесоюза Галина Бобылева, которая предлагает "объем квоты сократить на 30-40 процентов. Тогда россияне через 2-3 года накормят страну своим мясом". Не опасается г-жа Бобылева и роста цен - наше, если правильно считать, дешевле будет, уверяет она, на 20 процентов.

А вот глава российского представительства Совета США по экспорту домашней птицы и яиц (USAPEEC) Альберт Давлеев придерживается противоположной точки зрения: любые заявления, а тем более решения, которые могут быть и не приняты, это нестабильность для всех. Проще говоря, производитель не знает, сколько цыплят сажать в инкубатор, поставщик - сколько завозить. Не исключено, что американцы, чувствуя, что их урежут, снизят цены, а бразильцы, напротив, их поднимут. В последнем не сомневаются и такие известные эксперты, как Елена Тюрина и Дмитрий Рылько, указывающие, что больше всего пострадают сибиряки, главные покупатели дешевого импорта. "Конец года обещает быть сложным", - говорит г-н Давлеев. По его словам, отечественные производители "массового", замороженного куриного мяса автоматически накидывают на цену импорта 10-15 процентов, и так формируют свою цену, поэтому удорожание импорта (скажем, из-за поведения Бразилии) тут же аукнется и на своем продукте.

Средней позиции придерживается председатель правления Мясного союза России Мушег Мамиконян: идею квот поддерживает, но призывает к осторожности: "Мы не сторонники категорических мер, - пояснил он корреспонденту "РГ". - Цены могут вырасти. Ведь американские окорочка продаются ниже себестоимости, а российское птицеводство не может себе такого позволить. При замене американского импорта на ввоз из других стран важно соблюсти баланс, чтобы не создать проблем у населения".

Вопрос торга

Поверим тем, кто видит в отмене "преференций" пользу для АПК. Если так, то затеяно ли это все ради пользы АПК или как прием на переговорах с ВТО? И если верно последнее, достигнет ли Россия цели?

Опрошенные нами эксперты не строят иллюзий: ревизия квот была бы благом, но его может и не случиться, если США и Россия достигнут "прогресса" на переговорах. Собственно, об этом прямо говорится в "ультиматуме Грефа", и перед нами - тактический ход, каковых было много. Недаром минсельхоз ратовал за пересмотр политики квот бессчетное число раз, но "послушали" его только теперь. "Правительство выбирает приоритеты, - говорит г-н Суриков, - и для него, вероятно, интересы металлургов, лоббирующих присоединение к ВТО, важнее, чем интересы АПК. Для АПК лучше было бы не присоединяться к ВТО еще лет 10". "Это было оправдано нашими надеждами на принятие в ВТО, - вторит ему г-н Мамиконян, вспоминая введение странового принципа распределения квот. - Однако рынок и тогда считал такое положение дел не справедливым, потому что нормальные торговые отношения должны формироваться не политическими мотивами, а текущей конкуренцией между экспортерами".

В диалоге с ВТО страны довольно часто используют подобные ходы, хотя Россия все-таки уникальна. Обычно страны торгуются, уже будучи членами ВТО, Россия же вступает так давно, что вынуждена маневрировать "на подлете". Яркий пример уступки ВТО - "сдача" страховщиков в ходе июльского раунда переговоров. Пример противоположного рода - объявление о запрете торговли импортным алкоголем со старыми акцизными марками после 1 июля, прозвучавшее на переговорах в марте этого года. Правда, как ни напрягай память, проку от "демонстрации силы" вспоминается немного. Тот же алкогольный манифест ударил по нашим прилавкам, разозлил американцев и ЕС, но к ВТО нас не приблизил. Как говорят старые участники переговоров, тактика долгого "убалтывания" партнеров без резких шагов все-таки лучше.

Пресс-служба торгпреда США уже дала понять, что палка перегнута - ультиматум, согласно этому заявлению, "создаст России серьезные проблемы" с присоединением. "Если Россия примет решение не соблюдать эти достигнутые в ходе переговоров договоренности, это создаст серьезные проблемы, которые осложнят наши усилия по завершению переговоров о достижении двустороннего соглашения по присоединению России к ВТО", - заявил пресс-секретарь штатовского минторга Шон Спайсер. Когда пишутся эти строки, минсельхоз США также готовит официальное заявление. Нам не удалось получить проект его текста, но источники, близкие к процессу, дают понять, что оно также будет жестким.

Крайне знаково, что главный переговорщик от России Максим Медведков отказался отвечать "РГ" на вопрос, осложнит ли "ультиматум" его собственную работу. А наши источники в Женеве, в штаб-квартире ВТО, напоминают, что ВТО не раз ругала Россию за манеру отказываться от собственных договоренностей (взять хотя бы дискуссию о плате европейских авиакомпаний за полеты над Сибирью). "И этот шаг вряд ли будет воспринят позитивно", - сказал нам осведомленный респондент в Женеве.

В этой связи остается лишь вспомнить слова г-на Гордеева, сказанные им в интервью "РГ": министр жестко сетовал на отсутствие в стране торговой политики, не зависящей от текущей конъюнктуры. Рынок продовольствия, и курятины в том числе, - крайне сложный. Его регулирование требует вдумчивого подхода, в то время как обмен "кур на сталь" или "на ВТО", это, по словам уже г-на Медведкова, сказанным по другому поводу, - "торг на Черкизовском рынке", а не переговорная политика. Но аграрии в который раз ухватились за соломинку, и их можно понять.