Академик Владимир Пономаренко: Коммерческие интересы авиаперевозчиков девальвируют ценность человеческой жизни

Такой тревогой с корреспондентом "РГ" поделился вчера признанный авторитет в расследовании авиационных происшествий, академик РАО Владимир Александрович Пономаренко, почти двадцать лет возглавлявший Государственный научно-исследовательский испытательный институт авиационной и космической медицины.

- Катастрофа Ту-154 под Донецком и две предыдущие трагедии с пассажирскими самолетами в Сочи и Иркутске, несмотря на всю кажущуюся несхожесть аварийных ситуаций, указывают на некие общие, я бы сказал, инфраструктурные причины нарастания угроз безопасности в отечественной авиации. На мой взгляд, корень зла - в утрате государственного контроля за тем, что принято называть профилактикой аварийности и обеспечением безопасности в этой потенциально рискованной сфере человеческой деятельности.

Появление частных компаний-авиаперевозчиков и неоднократная перетряска структур управления гражданской авиацией на федеральном уровне привели к тому, что многие чрезвычайно важные функции государства в этой сфере оказались размыты или отданы на откуп менеджменту конкурирующих между собой авиакомпаний. А между тем профилактика аварийности в авиации, да и вообще на транспорте, должна быть неотъемлемой частью государственной политики, направленной на поддержание профессиональной самодостаточности и независимости служб авиационной безопасности. И прежде всего - их независимости от коммерческих и финансовых интересов той или иной компании-перевозчика.

Ведь безопасность полета - полисистемное явление, включающее все аспекты организации и управления. Однако профилактические рекомендации, построенные на анализе конкретных происшествий в конкретных авиакомпаниях, как правило, носят зауженный и к тому же служебный характер. Они не дают полного эффекта и не влияют, к сожалению, на улучшение общей ситуации. Не удивлюсь, если так будет и с катастрофой Ту-154 "Пулковских авиалиний", и мы не узнаем всей правды о причинах случившегося.

Видимо, настал момент, как это было в 1965-м, когда в год теряли до ста самолетов - военных и гражданских, создать государственную комиссию для выработки масштабного документа, к примеру, постановление правительства, чтобы предупредить угрозы, которые все более явно обозначают себя в авиации.

Записал Александр Емельяненков