Порядок лицензирования работ на море и реке упрощен

В России вводится новый порядок лицензирования отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте.

 

И эти новации носят весьма существенный характер для игроков этого рынка. Сегодня "РГ" публикует соответствующее постановление правительства России.

Причина разработки и утверждения этого документа заключается в том, что в июле 2005 года вступил в силу новый закон о лицензировании. В нем появился ряд норм, упрощающих порядок получения лицензий на многие виды деятельности в самых разных отраслях экономики. А вот расписать порядок этого упрощения для каждой конкретной отрасли должны отдельные постановления правительства. Ожидается, по информации минтранса, что всего их будет 96. Естественно, и для всех видов транспорта.

В том числе отдельное - для водного. Так что сегодняшнее постановление направлено на приведение старых норм работы на море и реке в соответствие новому закону о лицензировании. Старые же положения признаются утратившими силу.

Главных изменений в порядке лицензирования на море и реке два. Это упрощение получения лицензий и вывод из числа лицензируемых видов работ перегрузки неопасных грузов. Второе новшество заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзора) Михаил Суслин прокомментировал корреспонденту "РГ" так: "Это документ, которого мы ждали очень давно. Дело в том, что прежде необходимо было лицензировать перевалку всех грузов. Это занимало много времени и иногда создавало проблемы. Хотя в принципе это и не нужно. Теперь наконец лицензирование с перевалки всех грузов, кроме опасных, сняли. И если предприниматель хочет заниматься такой деятельностью, ему не нужно получать никаких специальных разрешений.

Ну а опасные грузы - взрывчатые вещества, нефть, газ, газовый конденсат и тому подобное - это другое дело. Для такой работы необходимы соответствующие оборудование, инфраструктура и, конечно, подготовка персонала. Поэтому в новом постановлении положение о лицензировании опасных грузов выделено отдельно. Тем более что доля их в российском экспорте очень велика. Проще говоря, наш внешнеэкономический оборот состоит как раз из опасных грузов".

Что касается самих лицензий, то тем, у кого срок их действия не закончился, волноваться не о чем - старые продолжат действовать. А вот упрощение выдачи их в такой опасной отрасли, как транспорт, кажется экспертам не таким уж бесспорным. Тем более в сфере перевозки людей: об изношенности нашего флота уже так много и давно говорится.

На вопрос, существуют ли в России правила движения судов на внутренних водах и отразится ли на них каким-то образом введение в действие нового документа, заместитель главы Ространснадзора ответил, что правила, конечно, существуют. И иногда, к сожалению, как и многие правовые акты, нарушаются. "Тенденция к росту аварийности есть. Главная причина - даже не изношенность флота, а потеря квалификации экипажей. Та хорошая профессиональная школа, которая была, "коррозирует". Нужны компетентность, подготовка, тренинг. Мы над этой проблемой работаем. Но если говорить о том, как это соотносится с упрощением в получении лицензий, то основная идея заключается не в том, чтобы снизить требования к перевозчикам, а чтобы в процессе выдачи лицензий уйти от избыточной рутинной работы с документами. А для перевозчика - как раз усилить страхование гражданской ответственности. Этим в ближайшие два месяца займется минтранс", - сообщил "РГ" Михаил Суслин.