Прокуроры прошли тропой боевиков
Почти два года прошло с тех пор, как террористы захватили школу в осетинском городе Беслан. Расследование по делу не закончено, хотя следствие еще в ноябре 2004 года устами тогдашнего заместителя Генпрокурора Владимира Колесникова расставило основные акценты в трагедии. Но и сейчас вопросов относительно теракта немало.
Правда, теперь со сменой своего руководства прокуратура не столь категорична, и "первой ласточкой" изменившегося отношения к расследованию трагедии и к убитым горем родственникам погибших можно считать проведенный на днях следственный эксперимент. Прокуроры провели его совместно с активистами общественной организации "Голос Беслана". Родственники погибших давно сомневались в том, что такая большая группа террористов добралась до школы в одном грузовике. И хотя именно эту версию озвучивал единственный выживший террорист Нурпаши Кулаев, жители Беслана, многие из которых прошли армию и знакомы с боевой техникой, сомневались, что 32 террориста до зубов вооруженные, со взрывчаткой, гранатометами, пулеметами и автоматами могли уместиться в небольшой "Газон". И даже если уместились, то как смогли проехать по бездорожью?
Так и родился следственный эксперимент, о ходе и результатах которого нашему корреспонденту рассказали руководители "Голоса Беслана" Руслан Тебиев и Эльбрус Тедтов. Смысл его заключался в том, чтобы проехать на таком же "ГАЗ-66" по известному маршруту, который указал в своих показаниях Кулаев. Официальное следствие поддержало идею общественников.
И эксперимент показал, что такое количество людей и оружия в кузове "Шишиги", как еще в просторечии называют "ГАЗ-66", по указанной Кулаевым дороге из Ингушетии приехать не могли. Машина там, где предположительно ехали террористы, не прошла, и это при том, что нынешнее лето на Кавказе значительно более сухое, чем два года назад, когда дожди были не в диковинку, как сейчас. Как сообщил Тебиев, только до административной границы с Ингушетией, а это примерно 10 километров, "ГАЗ" ехал 40 минут, постоянно застревая, а потом и вовсе "сел" в колее.
А отсюда вывод, 1 сентября 2004 года в Беслан из Пседаха на "ГАЗ-66" приехали не все террористы, а лишь часть их, причем не исключено, что меньшая, и, возможно, не все вооружение бандиты привезли с собой.
Руководители "Голоса Беслана" уверены также, что в ближайшее время в руки следователей могут попасть дополнительные аргументы против показаний Кулаева. Но это опять же может произойти, если следователи снова проявят беспристрастность и неангажированность. Стоит только принять во внимание многочисленные показания свидетелей, которые почти в один голос утверждают, что террористы атаковали школу с разных сторон. Самое сенсационное в том, что были они в момент захвата и внутри школы. Об этом многократно под протокол заявляла единственная выжившая женщина-милиционер Фатима Дудиева, которой террористы в первые же мгновения захвата преградили путь в директорском кабинете и не дали позвонить. "Российская газета" уже писала об этом. О гораздо большем количестве террористов свидетельствовали и несколько других бывших заложников, среди которых была и медсестра Лариса Мамитова, единственная заложница, которой было разрешено передвигаться почти свободно по школе.
Об этом же давно свидетельствует Руслан Тебиев: "Мы не случайно настояли перед следователями на проведении следственного эксперимента, - говорит он. - Мой сын погиб в первые же минуты захвата школы. Он подъезжал к школе, когда террористы стали загонять детей в здание. У сына оказалось в машине охотничье ружье, и с ним он выбежал наперерез бандитам, успев смертельно ранить одного. Он бы и еще стрелял, но тут его сверху из окна школы застрелили террористы, которые уже были в здании. Достаточно провести трассологическую экспертизу, чтобы понять, что стреляли сверху, хотя бывшие заложники и так это видели".
Чтобы убедиться в правоте слов Тебиева, необходима эксгумация, но решится ли на нее прокуратура, неизвестно. Возможно, скоро следователям придется проводить еще один следственный эксперимент, потому что существуют многочисленные свидетельства потерпевших о том, что террористы были сразу в нескольких точках школьного двора. Эти маршруты передвижения и появления террористов известны, и необходимо проверить, могли ли они за короткое время из одной машины добежать до дальних уголков школьного двора.
И, конечно, главной тайной остается вопрос, кто и зачем инициировал первый взрыв третьего сентября, после которого начался импровизированный штурм, и все, кто был возле школы, стали стрелять из всего, что было под рукой. Тебиев и Тедтов категорически не согласны с точкой зрения бывших руководителей их организации Эллы Кесаевой и Эммы Бетрозовой о том, что российские спецслужбы намеренно спровоцировали штурм. И хотя печать и счет организации до сих пор находятся под контролем этих двух женщин, члены комитета лишили их полномочий после того, как узнали, что свои выступления Кесаева делала после указаний по электронной почте из небезызвестного "Комитета 2008". Политизировать расследование в "Голосе Беслана" не дадут никому, поэтому и лишили заигравшихся в политику женщин главенства в организации.
Сами же мужчины комитета уверены, что первый взрыв мог быть произведен из школы солдатом срочной службы 58-й армии Козловым, который якобы дал по этому поводу показания прокуратуре. Но пока эта точка зрения является убеждением активистов "Голоса Беслана" и не признана следствием. Правда, как надеются мужчины, она может быть в ближайшее время проверена. По крайней мере активисты комитета теперь находятся в постоянном контакте со следователями и видят их изменившееся отношение к расследованию и альтернативным версиям.
333 белых шара
Северная Осетия ждет 1 сентября и готова к нему. Для осетин уже два года начало учебного года совпадает с горестной датой - терактом в Беслане. Второй год подряд республиканские власти готовят программу траурных мероприятий с 1 по 3 сентября.
Как рассказал нашему специальному корреспонденту и.о. председателя правительства республики Олег Хацаев, в оргкомитете планируются мероприятия совместно с общественной организацией, объединяющей матерей и родственников погибших. "Все будет скорбно, но достойно", - сказал Хацаев.
В этом году, как и в прошлом, по всей республике объявят минуту молчания. В 9 часов 15 минут утра 1 сентября удар колокола возвестит время, когда террористы начали захват. К руинам школы все желающие возложат венки и цветы. К полудню центр мероприятий переместится на кладбище жертв трагедии. Там же будет открыт памятник погибшим бойцам "Альфы" и "Вымпела", а также двум погибшим сотрудникам МЧС. Как сообщил директор кладбища Касбулат Рамонов, все готово и памятник будет открыт.
3 сентября в 13.05 - время первого взрыва в школе - в воздух будут запущены 333 шара - по количеству погибших в теракте. И это не опечатка. Именно 333 белых шара, а не 331. За этот год от ран скончались еще два человека Это женщины Жукаева и Дауева. Первая так и не смогла выйти из комы, а вторая хоть и пошла было на поправку, неожиданно умерла несколько дней назад. Пожилой организм Дауевой не смог справиться с многочисленными ранениями. Теперь ее единственный внук остался круглым сиротой, потому что в школе два года назад погибли муж, невестка и сын Дауевой, соответственно его дедушка, мать и отец.
А вечером на стадионе "Спартак" во Владикавказе в большом концерте-реквиеме, который полностью будет транслироваться по одному из федеральных телеканалов, выступят артисты. Среди тех, кто уже дал свое согласие, такие известные мэтры, как Иосиф Кобзон, Александр Розенбаум. Ожидается приезд прославленной Мариинки под руководством Гергиева. Вход на стадион, как сказал Хацаев, будет свободным. Правда, пока власти не решили, как не допустить переполнения и давки, если желающих будет слишком много.
Кроме того, до конца этого года на территории детской клинической больницы во Владикавказе планируется открыть центр посттравматической реабилитации, который возводят итальянцы. Закончится реконструкция республиканской клинической больницы, а также будет введен в действие родильный дом в Беслане. Планируется, что удастся завершить и строительство школы-интерната в Беслане.