29.08.2006 01:00
Поделиться

Зарплаты педагогов возрастут, а студенты останутся без повышенных стипендий

Российская газета | Андрей Александрович, уже предложен федеральный бюджет на 2007 год. Какая цифра стоит в графе "Образование"?

Андрей Фурсенко | В целом рост финансирования образования на 2007 год - 38 процентов, в том числе почти на 60 процентов вырастет финансирование нацпроекта. По линии Федерального агентства по образованию выделено около 200 миллиардов рублей. Плюс к этому средства, проходящие по другим отраслевым ведомствам, имеющим в своем ведении образовательные учреждения.

РГ | Что нового появится в образовании в новом учебном году?

Фурсенко | В первую очередь будут продолжены конкурсы в рамках нацпроекта "Образование". Более того, в 2007 году к уже существующим грантам добавятся новые. Прежде всего конкурс регионов, которые проводят комплексные программы развития образования. На эти цели предлагается выделять 3,5 миллиарда рублей в год. Проект рассчитан на три года. В первый регионы-победители получат по 75 миллионов рублей, их будет около 20. Во второй год - половину от этой суммы, в третий год - четверть. Всего за три года в конкурсе поучаствуют 40 регионов. К тому же мы увеличиваем количество грантов по инновационным программам развития вузов. Если на 2006-2007 годы на эти гранты выделено 10 миллиардов рублей, то вузам, победившим в конкурсе на 2007-2008 годы (он стартует в конце октября), будет выделено уже 20 миллиардов.

РГ | Практически сразу после объявления конкурсов на гранты президента в 2006 году ПТУ, техникумы и колледжи активно возмущались тем, что их "забыли". Теперь ведомство исправится?

Фурсенко | Да. На следующий год у нас запланирован конкурс на гранты для образовательных учреждений среднего и начального профобразования. Система та же, что и в конкурсах вузов: гранты будут выделяться ПТУ и ссузам, предлагающим лучшие программы развития, которые позволят им стать ресурсными центрами для всей системы начального и среднего профобразования. Кстати, этому известию очень обрадовались в чукотском многопрофильном колледже, где я уже побывал. Чукотка - регион особый. С национальными традициями и ориентированностью на рабочие специальности. Поэтому только здесь, наверное, кроме парикмахеров, педагогов и механиков можно выучиться таким профессиям, как хозяйка усадьбы, косторез, оленевод. Колледж наверняка примет участие в новом конкурсе.

РГ | Что интересного вы увидели на Чукотке, в чем особенность региона?

Фурсенко | Мы давно и много говорим о том, что практически во всех территориях необходимо образование, ориентированное на внешний запрос, на потребителя. На Чукотке это понимают. Например, особенность здешнего колледжа в том, что наборы в группы зависят от спроса. Если сегодня есть спрос на механиков, то в колледже формируют такую группу. Если на следующий год этот спрос удовлетворен, специальность при наборе просто пропускают. Это правильно и заслуживает внимания со стороны других регионов.

РГ | Этот учебный год - первый, когда лучшим школам, получившим гранты президента, нужно их реализовывать. Но многие директора в растерянности: средства можно направлять только на определенные цели. А если кому-то надо элементарно крышу покрыть?

Фурсенко | Напомню, что изначально в условиях конкурса предполагалось, что эти деньги пойдут в первую очередь на инновации. И ни в коей мере не предполагалось, что финансирование нацпроекта должно решить все проблемы образования. Но при этом мы видим, что эти деньги мотивируют и региональные и муниципальные власти на вложение дополнительных средств в сферу образования.

РГ | Что для вас идеальная школа?

Фурсенко | Школа, где детей готовят к реальной жизни. Дают возможность стать интересными людьми. Где во время учебы ребятам комфортно. Если будет, то все остальное приложится. Но нельзя забывать, что детям не может быть комфортно там, где учителя либо обижены, либо озлоблены.

РГ |  Согласна, комфорт школьника во многом зависит от учителя. А состояние учителя, в свою очередь, все же зависит от зарплаты. Ждать повышения?

Фурсенко | Как и все бюджетники, учителя должны получить повышение к зарплате. Кроме того, мы рассчитываем, что ряд регионов со следующего года перейдет на новую отраслевую систему оплаты труда. Это позволит дополнительно увеличить зарплату педагогам примерно еще на 30 процентов. Кстати, зарплата учителям повышается все время. Например, с 2001 по 2005 год средняя зарплата педагога выросла с 1240 до 5960 рублей. То есть почти в пять раз.

РГ | А какие регионы перейдут на отраслевую систему оплаты труда?

Фурсенко | Уже перешли Тюмень и Санкт-Петербург, с 1 января 2007 года к ним присоединится Астрахань и некоторые регионы Поволжья. И думаю, что ими список не ограничится.

РГ | В этом году у вас случилась большая удача: правительство одобрило законопроект о ЕГЭ и в осеннюю сессию его, скорее всего, примет Госдума...

Фурсенко | Я бы не рассматривал это как суперудачу. Это, скорее, такая "аппаратная" победа. Радостно, что мы наконец смогли прийти к консенсусу. А вот действительной удачей этого года я бы назвал активное участие в нацпроекте общественных организаций и успешную его реализацию практически во всех регионах.

РГ | В законопроекте "единому" дали срок - законной нормой он станет в 2009 году. Зачем ждать еще два года, если в большинстве регионов система уже работает?

Фурсенко | Считаю, что в такого рода новациях, как ЕГЭ, недопустимо насилие. Ведь еще есть те, кто сомневается.

РГ | Как будут определяться те вузы, которые смогут устраивать в дополнение к ЕГЭ свои альтернативные испытания?

Фурсенко | Их список сформирует правительство. Но, конечно, учитывая мнение ректорского сообщества. Свое слово скажут и работодатели. Если вуз претендует на право собственных экзаменов, ему придется доказать, что он работает на "внешний заказ", то есть готовит специалистов, востребованных современной экономикой.

РГ | В будущем году подрастут стипендии для студентов?

Фурсенко | Учащиеся ссузов и ПТУ с 1 января 2007 года станут получать вдвое больше - 280 рублей вместо 140. Повысится стипендия и аспирантам. А студентам вузов в будущем году повышение пока не запланировано. Вообще у меня особый взгляд на стипендии, возможно, кому-то он не понравится. Систему выплат нужно менять, больше прав давать студенческому самоуправлению в распределении стипендий. И основную часть денег пускать на поощрение тем, кто показывает очень хорошие результаты в учебе и на помощь малоимущим студентам.

РГ | Вы ратуете за стипендии размером с прожиточный минимум. Но стипендии того же пэтэушника до него как до Луны. Когда выражение "бедный студент" перестанет быть отражением реальности?

Фурсенко | Не уверен, что скоро, к сожалению. У нас сегодня в ряде регионов даже не все зарплаты соответствуют прожиточному минимуму. Здесь я вижу решение проблемы через так называемые сопутствующие кредиты, которые давались бы молодежи, так скажем, на жизнь с возможностью вернуть деньги после окончания учебы. А для этого необходимо, чтобы студент по окончании вуза мог рассчитывать на приличную зарплату.

Если бы сейчас нужно было выбирать, куда "бросить" определенные средства, - на повышение стипендий или на изменение системы оплаты труда педагогов, то я бы выбрал второе. Потому что вопрос качества образования для нас сейчас на первом месте. А оно зависит во многом от того, сколько получает педагог. Ведь нормальная зарплата повышает мотивацию на труд.

РГ | Коррупция в образовании неистребима?

Фурсенко | Увы, быстрого решения этой проблемы я не вижу. Во многом она существует потому, что сегодня у нас для молодых людей главная цель - в получении диплома, а не знаний. Но качество получаемых знаний, умение их реализовать зависит не только от толщины кошелька студента и его родителей. Коррупция начнет уменьшаться, когда основной задачей студента станет получение новых знаний и умение ими пользоваться. А карьера преподавателя будет зависеть от успешности его студентов.

РГ | 1 сентября для вас больше профессиональный или человеческий праздник?

Фурсенко | Это не совсем праздник, а скорее знаменательная дата. С одной стороны, дети идут в школы. И надо радоваться. Но с другой стороны, мы теперь каждый раз вспоминаем трагедию Беслана.

РГ | Где вы будете 1 сентября?

Фурсенко | Если позволит летная погода, то на острове Шикотан. Там открывается новая школа.

РГ | Вы каждый День знаний встречаете в школе?

Фурсенко | С тех пор, как стал министром - всегда. Да и не только я. Как правило, и другие члены правительства проводят 1 сентября в школах и вузах России. Это хорошая традиция.