Денежные расчеты с помощью пластиковых карточек оказались не такими уж надежными, как когда-то нам рассказывали. Параллельно с развитием современных банковских технологий развивались и технологии карточного мошенничества. Россия в этом смысле идет в ногу со всем миром - около 4 процентов подделок.
Мошеннические действия с пластиковыми карточками совершаются чаще всего в двух вариантах: когда используется подлинная пластиковая карточка - украденная или утерянная плюс поддельные документы, которые предъявляются вместе с ней при оплате товаров. Либо это поддельная пластиковая карточка плюс подлинные документы.
Считается, что карточки предохраняют от подделки несколько степеней защиты. Но от мошенников они давно не спасают. Для "очищения" своих карточек VISA провела недавно их ребрендинг. То же самое планирует сделать и Master Card. Однако, по мнению руководителя управления взаимодействия с платежными система Альфа-Банка Алексея Голенищева, новый дизайн тех же визовских карточек особого повода для оптимизма не дает.
Фабрика подделок
Основной вид мошенничества с пластиковыми карточками - это изготовление их поддельных образцов. Наиболее опасный регион сегодня в этом плане - Таиланд, точнее остров Пхукет. В 2003 году во время проведения крупной полицейской операции здесь была накрыта целая фабрика по производству фальшивого пластика. Причем последние аресты прошли совсем недавно, летом нынешнего года.
Как выяснили эксперты, изготовляемые здесь поддельные карточки были высокого качества, и их "экспортировали" во многие страны, включая Россию и Европу. Местный криминал использовал простую, но, как показала практика, эффективную технологию. Преступники подключались непосредственно к проводам, подвешивали довольно примитивное устройство, которое по определенному алгоритму считывало нужные сообщения и закачивало на мобильный МПТ-плеер. После принятых мер деятельность местных электронных фальшивомонетчиков поутихла. Однако в начале 2006 года там снова произошла сильная вспышка мошеннической активности. Чтобы заблокировать фальшивые карточки, некоторые банки были вынуждены перевыпускать практически весь пластик, который побывал в этой зоне.
Мошенники на "рыбалке"
Один из распространенных видов мошенничества - фишинг или хищение различных данных клиентов банков путем мошеннических рассылок по электронной почте запросов от имени банков и платежных систем. Зародилась эта практика в Америке. На начальном этапе до 80 процентов получивших подобные предложения купились на такие послания и сами стали заполнять опросные листы. Одна из таких мошеннических рассылок в точности воспроизводила сайт VISA. От имени платежной системы злоумышленники предлагали в целях повышения безопасности операций заполнить бланки с самыми различными данными о владельцах карточек.
Такой промысел может представлять большую опасность. В 2005 году в Москве были разоблачены две группы, которые использовали полученные таким образом сведения для изготовления поддельных карточек с пин-кодами.
Современное техническое оснащение мошенников позволяет использовать самые разные технологии. Например, в ресторане официант получает для оплаты карточку и скрытно снимает с нее данные с помощью специального устройства.
Существуют недорогие приборы, посредством которых можно считывать пин-коды с банкомата. Устанавливается автономная микрокамера, способная передавать данные на расстояние до 50 метров. Камера синхронизируется с устройством, которое наклеивается на щель в банкомате, куда вставляется карточка. Камера снимает момент ввода пина, а устройство считывает вторую дорожку карточки. После этого уже можно изготовлять фальшивку и с ней идти в любой банкомат.
А что в России
Само собой разумеется, что главные центры карточного мошенничества в нашей стране - обе наши столицы. Причем первенство принадлежит Санкт-Петербургу, где уровень мошенничества с пластиковыми карточками один из самых высоких. Некоторое время назад в городе на Неве превалировали операции с украденными карточками в основном у иностранных граждан. Эти карточки преступники быстро отоваривали.
Новая неприятная тенденция заключается в том, что "поддельщики" стали все чаще выезжать на гастроли в регионы. Обычно на уик-энд, так как знают, что в провинции в выходные не все банки мониторят карточные операции и банковская сеть становится более беззащитной.
Проблемной зоной стали нефтедобывающие районы. В частности, Нижневартовск. А причина банальна - высокие доходы порождают сильное пьянство. И карточки там просто теряют или забывают, кто кому их отдал.
В режиме реального времени
Проблема разоблачения карточных мошенников заключается в том, что лучше всего их брать в режиме реального времени. После проведения ими транзакций сделать это уже затруднительно. В 2005 году в Москве была арестована преступная группа. Операция удалась, несмотря на то, что мошенники работали осторожно, брали в банкоматах немного и быстро уходили. Однако дежурный в банке вовремя поднял тревогу, и их удалось схватить с поличным.
Борьба с карточным мошенничеством не может быть эффективной, если между банками и правоохранительными органами не налажено хорошее взаимодействие. По словам старшего оперуполномоченного управления "К" МВД России Андрея Медведева, успех в раскрытии преступлений, связанных в сфере оборота пластиковых карточек, зависит от своевременного предоставления банками сведений тем, кто занимается расследованием таких случаев. Дело в том, что далеко не все банки идут на такое сотрудничество.
Однако доработки требует и правовая база. В 1997 году был принят новый УК, где появилась статья 187, предусматривающая ответственность за изготовление с целями сбыта поддельных пластиковых карт и других платежных документов. Однако, по мнению старшего следователя следственного комитета при МВД России Андрея Доронина, ответственность по ней наступает лишь в случае изготовления пластиковой карточки только в целях сбыта. Самостоятельный факт изготовления поддельной пластиковой карточки под нее не попадает.
С вступлением 226 положения ЦБ появился новый термин: "предоплаченные карточки", под статью 187 этот вид карточек тоже не попадает. Кроме того, во втором пункте статьи 187 записано, что квалифицирующим признаком является только совершение преступлений организованной группой. Это вызывает трудности и у следователей, и у суда: не так-то просто доказать, что преступным промыслом занималась именно организованная группа.