С проблемами, которые предстоит решить консультантам, выбранным по конкурсу, приходилось сталкиваться всем налогоплательщикам. Очереди, волокита, низкое качество обслуживания в налоговых инспекциях - похоже, от этого изрядно устали и сами налоговики.
В Бюджетном послании год назад президент обратил внимание ответственных лиц на необходимость внедрения единых стандартов работы налоговых органов. "Работу налоговых инспекций следует оценивать по таким показателям, как строгое выполнение требований налогового законодательства, качество работы с налогоплательщиками. Необходимо приступить к разработке и применению на практике стандартов деятельности налоговых инспекций, в том числе учитывающих временные издержки налогоплательщиков на сдачу налоговой отчетности", - заявил Владимир Путин.
ФНС "взяла под козырек" и утвердила единые стандарты обслуживания налогоплательщиков. В приказе были рассмотрены все виды возможных процедур, определены сроки, указаны формы их предоставления, перечислены законодательные и нормативные акты, которые предусматривают оказание подобных услуг. Однако за год ситуация не изменилась. Об этом, кстати говоря, предупреждал Сергей Борисов, президент "Опоры России": "Повлияет ли принятый документ на качество работы налоговых органов? Хотелось бы надеяться. Интересно, что в тексте документа есть примечание, согласно которому "время ожидания в очереди при предоставлении услуги налоговым органом налогоплательщику должно составлять не более 30 минут, при "пиковых" нагрузках - не более 1 часа".
Как показывает практика, в налоговой инспекции каждый день наблюдаются такие "пиковые нагрузки". Непонятно также, кто будет контролировать соблюдение этих временных пределов. Кроме того, налоговые инспекции часто жалуются на нехватку кадров. В этой ситуации принятие стандарта вряд ли существенно повлияет на оперативность работы налоговиков. Так и получилось.
Теперь, похоже, принято решение подключить к этой проблеме иностранных экспертов. На деньги займа, полученного от Международного банка реконструкции и развития ФНС собирается разработать новую систему обслуживания налогоплательщиков, правда, теперь речь идет только о крупных инспекциях.
Что предполагается сделать? Во-первых, посмотреть, какие проблемы с обслуживаем налогоплательщиков возникают сейчас. Делать это будут на примере пяти крупнейших инспекций. Во-вторых, разработать оптимальную модель обслуживания налогоплательщиков с учетом международного опыта. В-третьих, подготовить проект комплекса мероприятий по организации обслуживания налогоплательщиков в крупных инспекциях. В-четвертых, определить обоснованные способы решения проблемы для каждой выбранной инспекции. И, наконец, разработать регламент мониторинга и контроля обслуживания налогоплательщиков и подготовить предложения по выбору систем управления очередью. Окажутся ли иностранцы более удачливыми в решении проблемы очередей в налоговых инспекциях, станет ясно после появления первых результатов проекта.