Наверное, это уже последняя предвыборная кампания, начавшаяся в такой расслабленной, умиротворенной атмосфере. И тем не менее большинство опрошенных "РГ" партийцев считают этот день важным индикатором готовности своей структуры к большому выборному циклу: мартовские выборы 2007 - это уже генеральная репетиция думской кампании, так что нынешняя осень - последний этап для отработки новых моделей. Еще одна любопытная особенность октябрьского голосования - это новые традиции, постепенно складывающиеся в условиях новой избирательной системы, где цена партбилета отныне неизмеримо выше. Так, во всех девяти субъектах Федерации, где будут избирать законодательные собрания (республики Тыва, Чувашия и Карелия, Приморский край, Свердловская, Новгородская, Астраханская и Липецкая области, Еврейская автономная область), голосовать будут не только за депутатов-одномандатников, но и за партийные списки.
Всего же, по данным ЦИК, голосовать придется более чем по двумстам поводам: в один и тот же день проходят 180 выборов различных уровней в органы местного самоуправления, 24 - в парламенты (при этом девять заксов переизбираются, а в 15 случаях пройдут довыборы депутатов) и 2 довыборов депутатов Госдумы (счастливчикам повезет наслаждаться этими привилегиями почти год). По итогам первого единого дня голосования, проведенного в марте, уже проявились первые особенности этой системы: действительно, как и утверждали в ЦИКе, происходит заметное сокращение расходов за счет объединения ресурсов, и действительно, как предупреждали политологи, явка избирателей не слишком высока, более того, выборы в органы власти местного самоуправления практически никак не вовлечены в партийную орбиту, а выдвижение обладателя партбилета ЕР или КПРФ зачастую его личная инициатива и возможно поэтому самыми интересными остаются выборы в законодательные собрания регионов. Плюс к тому же резко обострилась партийная конкуренция - финансово вести кампанию сразу в нескольких регионах большинству участников очень тяжело, чаще всего отделение отпускается на "вольные хлеба", и партийцы то и дело обвиняют друга друга в торговле списочными местами.
В новом октябрьском раскладе должны проявиться три новые особенности. Во-первых, резко повысила предвыборные ставки "Единая Россия", как уже писала "РГ", секретарь президиума генсовета Вячеслав Володин публично потребовал от однопартийцев добиваться такой победы, которая позволила бы полностью сформировать фракцию большинства из прошедших по партийному списку (кстати, всего к октябрю они выдвинули 441 кандидата). Во-вторых, невероятное оживление наблюдается вокруг битвы за право стать "четвертой" партией - по всем рейтингам, КПРФ и ЛДПР проходят автоматически. И в-третьих, уже начинает сказываться близость предвыборного года: одновременно пытаются сформироваться две крупные партийные коалиции - демократическая (СПС, РПР, Партия развития предпринимательства и со значительными оговорками возможно "Яблоко"), а также левоцентристская (Российская партия жизни, Российская партия пенсионеров и "Родина").
Весьма любопытно складывается ситуация и с партийным рейтингом, какую умеренную партию не спросишь - говорят, что будут третьими - после "единороссов" и коммунистов. Так, глава АПР Владимир Плотников заявил, что после выборов 12 марта его партия точно была третьей. "Мы выступим не хуже, чем в марте", - уверен в третьей позиции и Зотов из РПП. Кстати, если остальные беспокоятся насчет третьего места, то коммунистов серьезно возмущают претензии либерал-демократов на второе. Так, Олег Куликов напомнил, что по результатам мартовских выборов у ЛДПР кандидаты прошли в шесть из восьми региональных парламентов, а рейтинг понизился с 11% (на думских выборах) до 7%.
Парфюм местного разлива
Уже проявился и специфический региональный аромат. Напомним, что в опросах "РГ" политологи единодушно называли самыми скандальными из девяти субъектов Федерации, где будут выбирать местных парламентариев, Свердловскую область и Приморский край. Надо сказать, что край - к добру или к худу - пока явно отстает, внимание к Приморью было привлечено лишь робкими волнениями в рядах местных "единороссов", которым не очень понравились заново утвержденные Москвой списки (огорчение не помешало им проголосовать за видоизмененный почти наполовину список). Неожиданное внимание привлекла и Тыва, хотя там конфликты носили внутрипартийный характер: сначала список единороссов обещали покинуть четверо - но ушел только один кандидат, а затем "пенсионеры" переписали предполагавшуюся партийную "тройку".
Зато Свердловская область буквально "зажигает": всего полтора месяца активности, а там уже вынесли предупреждение объединенному списку "Яблока"-СПС, сняли с выборов РПЖ - партию, возглавляемую спикером Совета Федерации Сергеем Мироновым, и родили интересную теорию распределения мандатов, изрядно напугавшую малые партии. Как известно, сейчас в партийном списке может стоять фамилия либо члена партии, либо беспартийного (то есть представитель другой партии просто приостанавливает свое членство и идет в "чужом" списке по договоренности), так вот в свердловском избиркоме высказали предположение, что член другой партии (а после выборов "чужаки" явно планируют восстановить свое членство, пусть даже и оставшись в рамках той же фракции) не имеет право на получение мандата. А в выборах - пусть участвует.
Свердловские правые пригрозили написать в ЦИК и потребовать объяснений - никакое письмо в Москву еще не поступало, и идея эта не повторялась, но возмущение у партийцев она вызывает сильное, независимо от направления убеждений. Так, Владимир Плотников из АПР заявил, что "ни в одной стране и так нет таких барьеров для партий, а такое предложение - это мы просто отбиваем малые партии от участия в выборах, я считаю это неправильным". "Абсолютно незаконно, - возмутился лидер СП Никита Белых, - если это случится - будем не просто подавать в суд, подадим в Конституционный суд". Спокойно отнесся к этой идее Игорь Зотов из РПП, по его словам, в партийных списках посторонних нет, а в уставе партии записано, что руководство может отзывать "уже ставших депутатами людей, если их действия не соответствуют требованиям партии" (и такой прецедент у них был после мартовских выборов в Нижнем Новгороде). Секретарь ЦК КПРФ Олег Куликов вообще считает Свердловскую область непростым для его партии регионом, ведь там у коммунистов за два года трижды сменились руководители областной парторганизации.
Еще один загадочный региональный аспект - это постоянные внутренние переговоры партийцев с областью, которые заканчиваются добровольной ретирадой с поля битвы. Именно так происходит с Аграрной партией и ЛДПР. Что касается либерал-демократов, то, по мнению политтехнологов, такая тактика - приехать, заявить об участии, переговорить с кем надо и уехать - это чуть ли не фирменный стиль партии. Единственной громкой заявкой ЛДПР на октябрь стало официально подтвержденное намерение Владимира Жириновского поддержать своего племянника Андрея как кандидата на выборах мэра Петрозаводска (хотя также солидный список представлен в Астраханской области, ЕАО, Свердловске, Приморье). Зато вот глава аграриев Владимир Плотников был ужасно расстроен тем, как складывается октябрьская компания для его партии: они выдвинулись в Приморском крае и Тыве, возможно, будет неплохое представительство членов АПР еще в одном-двух регионах. "У АПР своя устойчивая ниша - мы хотим достойно представлять крестьянство", - и тут Плотников поведал, какие опасения у конкурентов вызвали довольно сильные позиции аграриев в Чувашии и Свердловской области. Как можно было заключить из его слов, намерение АПР избираться в этих двух регионах не вызвало восторга у местной политической элиты, хотя чувашская парторганизация у аграриев одна из самых сильных и отсутствие партийного списка, по словам Плотникова, вызвало у его сотоварищей глубокое разочарование: "Теперь рядовые члены партии возмущаются и говорят, что не пойдут голосовать".
Коалиции - изюминка выборов
В самой сложной ситуации оказались коалиционные проекты. Так, глава партии пенсионеров Игорь Зотов сообщил, что его партия выдвинулась во всех регионах, кроме Новгорода, и консультаций по предвыборным спискам с "Родиной" и РПЖ не проводили. Сегодня, как ожидается, "Жизнь", "Родина" и "пенсионеры" должны объявить о своем слиянии, а значит, так или иначе им придется хоть как-то согласовывать свои действия на региональном уровне. Впрочем, Зотов постоянно подчеркивает, что свою предвыборную кампанию "пенсионеры" стараются не строить на критике оппонентов. А значит, проблем с липецким списком (он состоит из "жизненцев" во главе с Мироновым), а также с будущими однопартийцами в Чувашии и Астрахани (там идет "родинский" список) быть не должно. Хотя вот в Еврейской АО одновременно оказались выдвинуты "родинцы" и "жизненцы" - трудно обойтись без конкуренции.
Зато раздельное выдвижение в Свердловске теперь даже может сыграть на руку, после того как на прошлой неделе РПЖ была снята с предвыборной дистанции. Сергей Миронов назвал этот факт "вопиющим примером использования избирательного законодательства в интересах "Единой России", чем бы ни прикрывались эти интересы". "Жизнисты" даже стали собирать подписи для письма президенту, предлагая Владимиру Путину вмешаться в ситуацию с выборами в Свердловске.
Сложный проект коалиции еще раз отрабатывают демократические политики. Напомним, что мартовские выборы, несмотря на то, что правые и "яблочники" сознательно поделили регионы, дали абсолютно негативный результат. На сей раз сотрудничество идет только в пилотных регионах, и по существу "Яблоко" ведет себя гораздо активнее. Кстати, теперь обе партии активно сотрудничают и с более широким "фронтом" демократов, например с республиканцами или зелеными (в Астраханской области как раз представлены только эти две партии, но никак не "яблочники" или правые), а уж наблюдать за ходом голосования - тут готовы кооперироваться хоть с коммунистами. "В этот раз мы выбрали стратегию удара по тем регионам, где у нас традиционно сильная поддержка, - пояснила руководитель политуправления партии "Яблоко" Галина Михалева, - а там, где организации не вполне устойчивые или где выдвижение бесполезно, например в Чувашии, не выдвигались списки". Одной из главных трудностей для нынешней кампании она называет вопрос цены - "безумно дорогие стали кампании". Самый заметный их список в Свердловске и там же у них самый неприятный конкурент, с которым они столкнулись еще год назад, - проект "Свободная Россия". Кроме того, свердловский избирком официально заявил о намерении направить запрос в Росрегистрацию по порядку выдвижения "яблочных" кандидатов.
Тем временем небрежное отношение к октябрьской выборной кампании демонстрируют правые. Собственно, складывается впечатление, что по-настоящему бороться они будут только на выборах в Пермском крае (родине лидера СПС Никиты Белых), намеченных на декабрь. "Мы хотим участвовать в выборах с новым брендом, - пояснил Белых, - сейчас переговорный процесс сдвинулся и просто нет смысла пиарить старый бренд СПС, когда высока вероятность появления нового бренда уже к октябрю". По словам Белых, его однопартийцы решили провести осень в переговорах, а "на мартовских выборах-2007 поставить задачу провести полноценную кампанию нового политического проекта".