Что в первую очередь будут менять в застоявшейся системе, выясняла корреспондент "РГ", приняв участие в интернет-пресс-конференции, посвященной особенностям выживания профобразования в будущем году.
Спор на повышенных тонах разгорелся еще до официального открытия. Поводом послужили школьные предметы в программе училищ. ПТУ - "убежище" слабых учеников, но и здесь, помимо рабочей специальности, подростки вынуждены знакомиться со школьной теорией. Обязательное среднее образование никто не отменял.
- Ответственность за эту сферу должна быть разделена между государством и бизнесом, - считает начальник отдела нормативно-методического обеспечения развития структуры, содержания, технологий и кадров профессионального образования Минобрнауки РФ Вера Гринько. - Бизнес должен принимать участие в оценке знаний и аттестации выпускников на выходе, в аттестации педагогов, конечно, в соуправлении - попечительские, наблюдательные советы.
Недавно Российский союз промышленников и предпринимателей взялся за создание Агентства по разработке профессиональных стандартов, привязанных к каждой профессии, и национальной системы квалификаций.
В деле спасения профобразования немалая роль отводится и регионам, которые уже берут училища "под крылышко". По словам президента Союза директоров средних специальных учебных заведений России, директора колледжа Виктора Демина, процесс передачи учебных заведений на региональный уровень продолжится, это необходимо для сближения профобразования с рынком труда.
На вопрос корреспондента "РГ" о "ножницах" между знаниями в училищах и вакансиях на предприятиях Вера Гринько ответила, что в конце этого года будет утвержден новый перечень специальностей и направлений подготовки в училищах и техникумах. Последний раз его переписывали пять лет назад.
Но больше всего участников форума интересовало, включат ли учреждения профобразования в нацпроект? Сейчас специалисты минобрнауки разрабатывают специальную подпрограмму в нацпроекте "Образование", благодаря которой училища и техникумы смогут реализовать инновационные программы. Заманчивым выглядит проект об интегрированном образовании между типами учебных заведений. Пэтэушники реже будут сидеть за партами, чаще практиковаться на предприятиях. А мастерские нашпигуют современным оборудованием. Одним из основных критериев участия в нацпроекте станут "востребованность и спрос", "трудоустройство выпускников". Во сколько обойдется государству решение проблем профобразования в рамках нацпроекта, специалисты пока прогнозировать не берутся.
- Рано говорить о цене вопроса. Главное - не сколько, а во что вкладывать? - рассуждает Вера Гринько. - Совершенно ясно, что существует два приоритета, которые следует поддерживать: материально-техническое обеспечение учреждений оборудованием (примерно от 20 до 120 миллионов на одну профессию или специальность) и заработная плата, в первую очередь мастеров производственного обучения, преподавателей спецдисциплин.
Решение правительства о новом направлении нацпроекта в минобрнауке ожидают до конца года. Планируется, что будут отобраны 60 инновационных учреждений начального и среднего профессионального образования, которые станут ресурсными центрами и "точками роста" для всей системы.