В последние годы наиболее динамично в Орле развивается торговля, доходы и налоги от которой составляют все более существенную часть городского бюджета. В основном это связано с кризисом, в котором оказалась местная промышленность. Люди, потерявшие работу в результате сокращения штатов или просто недовольные низким уровнем зарплаты, все чаще добровольно уходят в сферу потребительского рынка. По данным орловской мэрии, на сегодняшний день в Орле работает более 1130 магазинов, около 300 предприятий общественного питания и примерно столько же торговых киосков и павильонов, а также 15 рынков. В общей сложности в городе действуют около 6000 торговых мест, треть из которых занята в сфере торговли продовольственными товарами, причем каждый год их число только возрастает. Соответственно растет и общий товарооборот. Так, только за первое полугодие 2006 года в орловской торговле "прокрутилось" полтора миллиарда рублей, или в среднем по четыре с половиной тысячи рублей на каждого жителя областного центра, включая стариков и грудных младенцев.
- Наибольшей популярностью у населения пользуются рынки, так как они более гибко реагируют на изменение цен и сезонную смену товара, - рассказал начальник городского управления экономического развития и торговли Борис Кичкин. - Сегодня рынки открыты во всех районах города и занимают преимущественное положение за счет более низких по сравнению с расходами торговых предприятий затратами на аренду торговых мест, приобретения товара у оптовиков или производителей с минимальными наценками, что обуславливает разницу в ценах на одни и те же товары. При этом постепенно осуществляется переход от рынков под открытым небом к закрытым комплексам и центрам. Только в прошлом году на эти цели было привлечено 28,5 миллиона рублей частных инвестиций.
Из десяти рынков, торгующих продуктами, только четыре имеют санитарно-ветеринарные лаборатории
Несмотря на существенный прогресс в этом направлении, именно рынки чаще всего вызывают нарекания у горожан и надзорных органов. Чаще всего претензии связаны с несоблюдением санитарных норм. В частности, далеко не все городские рынки ограждены заборами, в результате чего их территория постепенно разрастается за счет "стихийных" и несанкционированных торговых палаток и павильонов. Поскольку за прилегающую территорию руководство рынков, как правило, не отвечает, после торгового дня на ней остается много мусора, который вовремя и в полном объеме не убирается городскими службами.
- Стихийная торговля имеет место не только у рынков, но и по всему городу, - говорит Борис Кичкин. - Количество ее возрастает с наступлением весенне-летнего периода. Как правило, несанкционированная торговля ведется с нарушением всех норм и правил.
Другая проблема: недостаточная оснащенность орловских рынков холодильным оборудованием, из-за чего нередко покупателю предлагается некачественный товар. Вообще у надзорных служб возникает немало вопросов, касающихся качества реализуемого товара. В основном, претензии возникают к плодоовощной продукции, которая зачастую продается без всяких сопроводительных документов: удостоверений качества, накладных, сертификатов и справок на остаточное содержание нитратов.
- Не все рынки имеют контрольно-пищевые лаборатории, в результате чего отсутствует входящий контроль качества пищевых продуктов и продовольственного сырья, - говорит Борис Кичкин. - Из десяти рынков, торгующих продуктами, только четыре имеют санитарно-ветеринарные лаборатории для контроля качества плодовоовощной и мясной продукции.
Несмотря на ряд действующих городских положений, регламентирующих деятельность рынков, навести порядок мэрии пока не удается. Главным образом потому, что она не наделена контролирующими полномочиями. В районных администрациях действуют административные комиссии, но они в основном рассматривают вопросы, связанные с осуществлением торговли в несанкционированных местах.
Основные функции контроля, в том числе и за качеством реализуемого товара, возложены на пять федеральных ведомств: территориальное управление Роспотребнадзора, управление Россельхознадзора, Федеральную антимонопольную службу, региональное управление МЧС и правоохранительные органы. Каждое из этих ведомств регулярно проводит рейды и проверяет соблюдение законодательства, но при этом хранит всю информацию у себя и передает ее по своей линии в вышестоящие инстанции. С одной стороны, это приносит свои плоды. Так, в этом году специалисты ТУ Роспотребнадзора провели более ста проверок на рынках города и в мелкорозничной торговой сети и практически везде выявили нарушения. В результате только за несоблюдение санитарных норм и правил к административной ответственности были привлечены 83 человека, а общая сумма взысканных с них штрафов превысила сто тысяч рублей.
С другой стороны, хранение в секрете информации о выявленных нарушениях не позволяет городской администрации отслеживать общую ситуацию на рынках города. В связи с этим мэрия предлагает создать в Орле так называемый межведомственный координационный совет, в состав которого должны войти представители городской администрации и всех пяти ведомств, наделенных функциями контроля. По словам Бориса Кичкина, это поможет службам обмениваться информацией и иметь целостное представление о том, что творится в торговой сфере города. Кроме того, подобное взаимодействие должно способствовать усилению борьбы с выявленными нарушениями и более оперативно реагировать на жалобы горожан.
Одновременно с этим планируется создать реестр недобросовестных предпринимателей, доступ к которому будет у каждого члена координационного совета. Предполагается, что лиц, вошедших в "черный список", будут контролировать и проверять в первую очередь.
- Со стороны администрации города уже создана начальная база правонарушителей в сфере потребительского рынка, в которую пока вошли тридцать предпринимателей, - рассказал Борис Кичкин. - Она направлена в администрации районов и в территориальные управления федеральных контролирующих служб. Надеемся, что в ближайшее время на ее основе будет создан реестр недобросовестных предпринимателей. Это позволит отслеживать, как ведет себя тот или иной хозяйствующий субъект на потребительском рынке города не только в части соблюдения санитарного законодательства или в сфере защиты прав потребителей, но и в целом в выполнении всех законодательных и нормативных актов.
Городские власти легкой жизни предпринимателям из "черного списка" не обещают. Чем больше будет возникать к ним претензий со стороны контролирующих служб и нареканий со стороны граждан, тем жестче будут санкции против них. Помимо штрафов, к ним будут применяться и другие формы административного воздействия. Например, таким нарушителям будет непросто получить необходимые документы на право торговли или арендовать земельный участок.