"Трудовой стаж" правительства составил чуть больше года (назначено оно было в июне 2005-го, после назначения самого Мамсурова). До формирования нового кабинета министры пока остаются на местах и выполняют служебные обязанности, добавив к должности приставку "и.о.". Возможно, для кого-то из них этот период окажется лишь вынужденным отпуском, а прочим придется контракт закрывать. Для бывшего премьера республики Александра Меркулова работа в любом случае закончена: вместо него кабинетом временно будет руководить его первый зам Олег Хацаев.
Свое решение об отставке Меркулова и его кабинета глава Северной Осетии пояснил так: "Я считаю, что Александр Викторович объективно сделал все, что мог сделать для республики в этой должности. Однако сложность ситуации, в которой мы находимся, и задач, которые перед нами стоят, требует большего организаторского опыта, большей решительности и наступательности в действиях, большего спроса с подчиненных". По мнению Мамсурова, "за прошедший год правительство республики так и не сумело четко определить основные направления социально-экономического развития". "Это большая аналитическая работа, к которой могли бы быть привлечены лучшие умы и научные силы республики. К сожалению, намерения так и не стали делом. Работа правительства должна носить системный характер, в том числе в части реализации национальных проектов и положений послания президента", - сказал глава республики. Говоря о тех, кто придет на смену отставленным чиновникам, Мамсуров пояснил, что "в составе нового правительства появится несколько руководителей, обладающих богатым жизненным и профессиональным опытом".
Впрочем, большой неожиданностью политический кризис в Северной Осетии для экспертов и наблюдателей не стал. Отставку Меркулову предрекали достаточно давно. Полтора месяца назад в СМИ просочились слухи о том, что он сам подал прошение об этом, однако пресс-служба осетинского правительства слухи опровергла: мол, премьер "находится в плановом отпуске и скоро приступит к работе". Планы, видимо, поменялись. Помимо претензий, высказанных Мамсуровым, в качестве причин для недовольства работой правительства СО называли то, что начатая минувшей зимой проверка по линии Генпрокуратуры выявила в республике серьезнейшие финансовые нарушения и привела к фактическому отстранению от должностей министра финансов Константина Уртаева и главы президентской администрации Сергея Такоева. По мнению ряда наблюдателей, инициатором проверки выступил новый глава республики, стремившийся "избавиться от команды и от наследства" прежнего главы СО Александра Дзасохова. Формальным поводом для начала проверки, организованной Генпрокуратурой РФ, стали проблемы с финансированием футбольного клуба "Алания", которое, по версии следствия, незаконно осуществлялось за счет средств республиканского бюджета. Сумма ущерба, названная Генпрокуратурой, составляла около 200 млн. рублей.
Скандал затронул ряд высокопоставленных чиновников Северной Осетии, относящихся к категории "старой элиты". Экс-премьер Михаил Шаталов, обвиненный в растрате и присвоении денежных средств в особо крупных размерах, вернул в бюджет около 6 миллионов рублей. После совещания у полпреда президента в ЮФО Дмитрия Козака, где республику критиковали за разгул преступности и рост числа обращений граждан, жалующихся на коррупцию в среде чиновников, Мамсуров пожаловался в интервью одному из изданий: "Приезжал к нам Колесников (бывший заместитель Генпрокурора РФ. - Ред.) и обещал людям посадить того чиновника, этого, десятого. Какой тут авторитет у власти будет?"
Без авторитета на Кавказе никуда и никак. После бесланской трагедии лишился доверия граждан экс-глава республики Александр Дзасохов, вынужденный впоследствии добровольно покинуть свой пост. Сейчас, накануне печальной годовщины, власть в очередной раз "меняет формат". Кто именно станет крепить ее авторитет в глазах граждан, станет известно в ближайшее время.