При этом в самих компаниях предпочитают пока не комментировать эти сообщения, которые появились полторы недели назад, упорно называя их "слухам".
Новым поворотом в сюжете на тему слияний и поглощений стало то, что РУСАЛ Олега Дерипаски намерен не только приобрести вторую по размеру российскую алюминиевую компанию СУАЛ Виктора Вексельберга и Леонарда Блаватника, но и глиноземные активы швейцарской Glencore. Это подтвердили агентство Рейтер и швейцарская пресса. Такой расклад лежит в русле современных интеграционных схем, когда, скажем, металлургические компании стремятся приобрести железорудные горно-обогатительные комбинаты, а чрезвычайно энергоемкие алюминиевые производства - и собственную гидрогенерацию. Такую тенденцию иллюстрирует проект Богучанского электрометаллургического комплекса в Красноярском крае, недавно ставший одним из получателей средств Инвестфонда. Кстати, партнерами РАО "ЕЭС России" и "Гидро-ОГК" здесь выступает также детище Олега Дерипаски. РУСАЛ давно испытывает дефицит глиноземных ресурсов, что ставит ее в ценовую зависимость от компаний этого профиля. И, заметим, служит косвенным подтверждением экономической целесообразности предполагаемой сделки.
Несомненно, "тройственный союз" двух российских и швейцарской компаний, немыслимый без одобрения власти, имеет все шансы стать удачным примером линии на создание мегахолдингов, агрессивно проводимой в России и в авиастроении, и в автомобилестроении, и в атомной энергетике. Впрочем, нельзя сбрасывать со счетов недавнее фиаско "Северстали" Алексея Мордашова.
Возможно, именно поэтому архитекторы новой сделки по созданию крупнейшей в мире алюминиевой компании с объемом производства 4 миллиона тонн алюминия и 11 миллионов тонн глинозема в год оказались крайне информационно закрыты. Пресс-служба РУСАЛа, несомненно, ключевого игрока "большой тройки", даже назвала информацию "слухами". Возможно, было решено ограничиться санкционированной "утечкой". Согласно ей, соглашение уже подписано всеми тремя сторонами сделки, о чем будет официально объявлено в конце сентября. А стоимость сделки составит 30 миллиардов долларов.
Другая подробность - кадровая. Financial Times сообщает, что главой компании станет нынешний главный менеджер РУСАЛа Александр Булыгин, а председателем совета директоров - глава СУАЛа Брайан Джилбертсон. В объединенной компании Олегу Дерипаске будут принадлежать 64 процента акций, а хозяевам Виктору Вексельбергу и Леонарду Блаватнику - 21,4 процента. Акционеры Glencore получат 14 процентов акций. В совете директоров РУСАЛ получит 3 места, а СУАЛ и Glencore - по одному. Кроме них, в совет войдут 6 независимых кандидатов.
Кстати, за день до обнародования этих деталей РУСАЛ объявил о выкупе у миноритарных акционеров их доли в холдинге, что представляет собой обычные приготовления к большой трансформации собственности.