Они были доставлены на судно, принадлежащее департаменту рыбного и лесного хозяйства Японии.
Однако капитан задержанного пограничниками траулера, 59-летний Нобору Сакасита, остается под арестом в Южно-Курильске.
Российская прокуратура возбудила против него уголовное дело по обвинениям в нарушении государственной границы России и браконьерстве. Обвинительное заключение по делу Сакаситы должно быть передано в суд до 7 сентября. Тем более что сам Сакасита в интервью газете "Майнити" признался, что вошел в российские территориальные воды незаконно. "Почему?" - спросили его журналисты. "Да потому, что там есть крабы", - бесхитростно объяснил капитан.
Действия российских пограничников при задержании японской шхуны, во время которого от шальной пули погиб гражданин Японии, были признаны российской военной прокуратурой правомерными. Однако в Токио эта история наделала много шума. Последовали дипломатические демарши со стороны обеих сторон. Японские парламентарии потребовали немедленного освобождения оказавшихся под арестом рыбаков, возвращения шхуны и выплаты компенсации. За телом погибшего моряка отправилась не кто-нибудь, а лично заместитель министра иностранных дел Акико Яманака.
А японские рыбаки в знак протеста предприняли демонстративную акцию: утром 27 августа сразу 39 шхун вошли в российские территориальные воды в районе островов Сигнальный и Анучина. Российский МИД назвал такие действия вызывающей провокацией и выразил решительный протест.
Тем временем официальный Токио смещает акценты, чтобы получить дополнительные "козыри" в отношениях с Россией. Японский премьер Дзюнъитиро Коидзуми направился с четырехдневным визитом в страны, которые Москва стремится удержать в орбите своего влияния - Казахстан и Узбекистан.
Собственно, в Астане не скрывали: Казахстан крайне заинтересован в привлечении японских инвестиций в свою экономику. Не исключено, что после визита Коидзуми Япония получит доступ к разработке казахстанских урановых месторождений и строительству атомных электростанций. Хотя прежде такие контракты доставались России.
Кстати
В Узбекистане также не исключили возможного доступа Японии к освоению энергоресурсов страны, в том числе месторождений урана. Токио не скрывает заинтересованности в центрально-азиатских ресурсах. И усилении японского политического влияния в регионе.