Но создатель фильмов про "Шерлока Холмса и доктора Ватсона", "Зимняя вишня" поторопился с выводами. Через 10 минут из буфетов и баров подтянулась публика, к концу фильма набился полный зал, а финал фильма утонул в аплодисментах.
"Русские деньги" (кстати, фильм получил "Приз зрительских симпатий" на только что завершившемся кинофестивале в Светлогорске) - это экранизация пьесы Островского "Волки и овцы" про энергичное строительство капитализма в России. Некоторые сцены даже снимались в имении Островского - В Щелыкове.
Игорь Масленников, говорят, давно хотел экранизировать всего Александра Островского. Представляете, каков был бы телесериал, в котором есть хорошо "придуманные истории, живая речь, глубина характеров, нестареющая актуальность" плюс блестящая игра актеров Аллы Демидовой, Алексея Гуськова и Юрия Гальцева.
Режиссер намеренно не использует современный киноязык, но зритель постепенно втягивается в сюжет и адаптируется к стилю. По сюжету, "хозяйка большого, но расстроенного поместья Меропия Мурзавецкая (Алла Демидова) держит всю свою вотчину в железном кулаке: не спускает лести, подхалимства и слывет на всю округу святой строгой благодетельницей. Но и у нее есть своя слабость - племянник Аполлоша (Оскар Кучера), пропойца и неудавшийся хохмач, выгнанный с военной службы за мелкие пакости. Чтобы поправить свое положение и наконец-то пристроить племянника, Меропия решает женить его на богатой соседке, хорошенькой вдовушке Евлампии Купавиной (Зинаида Буряк), и ради этого идет на череду подлогов и лжи".
Но когда Мурзавецкая уже не сомневается в успехе своей аферы, появляется Василий Беркутов (Алексей Гуськов), давний ухажер Купавиной, прирожденный предприниматель и делец... и тогда становится понятно, что среди нас живут не только волки в овечьей шкуре, но и матерые хищники. После премьеры Игорь Масленников ответил на вопросы нашего корреспондента.
Российская газета | Игорь Федорович, почему вы взялись за эту тему?
Игорь Масленников | Когда я приглашал актеров на роли в фильме по пьесе "Волки и овцы", не было ни одного, кто бы отказался сниматься. Обычно, когда актера зовут сниматься, он спрашивает: "А что будем играть?" А тут нечего задаваться вопросом. У Островского все есть! Сложная драматургия, все персонажи сплетены в единый клубок взаимоотношений. Островский - драматург идеальный. Еще гениальный, на мой взгляд, Шекспир. Мой учитель Григорий Козинцев на старости лет занялся Шекспиром. Он снимал "Гамлета", "Короля Лира" - в то время он занимался философским осмыслением того, что вокруг происходило.
В нашей стране, в мире мы сейчас живем в другое время. Но оказалось, что Островский поразительно точно предугадал ситуацию, которая происходит сейчас с нашей нынешней капитализацией.
РГ | Чем она отличается от прошлой капитализации России?
Масленников | После отмены крепостного права в России тоже произошла капитализация, и то, что нам в советские времена было непонятно: банкротство, вексель, акция, закладная, продажа леса, ложное банкротство, сейчас актуально.
Откройте "Российскую газету", она дает на нескольких страницах мелким шрифтом информацию о банкротах, половина из которых - липовые. И дело не в том, как мы это понимаем. Дело в том, что характеры - те же, люди - те же, жулики - те же, рожи - те же, что были 150 лет назад в России. Они и сейчас среди нас.
РГ | А вы "Российскую газету" получаете?
Масленников | Как академику киноакадемии мне ее присылают много лет.
РГ | "Российская газета" вдохновила вас на этот фильм?
Масленников | Это хорошая газета. Мне она нравится своей уравновешенностью. Я не могу видеть газеты со всякими подковырками.
РГ | Как вы относитесь к капитализму?
Масленников | Я его оцениваю примерно так же, как Островский, потому что, с одной стороны, все это отвратительно, с другой - смешно. С третьей стороны - это глупо. Но тем не менее Россия уже одну капитализацию пережила.
РГ | Что дальше?
Масленников | Неизвестно. В прошлом все закончилось революцией.
РГ | Ваш любимый киногерой?
Масленников | Из моих картин?
РГ | Да.
Масленников | Я могу сказать только про любимого актера... Это - Виталий Соломин. Он - выдающийся актер, многократно меня выручавший и во всем холмсовском сериале.
РГ | А Василий Ливанов?
Масленников | Ливанов - средний актер. Если бы не было Виталия Соломина, не было бы сериала про Шерлока Холмса. Была бы полная ерунда. Холмса одного сыграть нельзя. Поэтому про Шерлока Холмса не получаются никакие другие картины. Нужна обязательно актерская пара. Это наше главное изобретение, и поэтому фильм назывался "Шерлок Холмс и доктор Ватсон", чего никогда не увидите в зарубежных фильмах.
Рассказы у Конан Дойла написаны как бы от доктора Ватсона. Он в стороне, но без Ватсона не было бы Шерлока Холмса и не было бы наших картин.
РГ | Детективы читаете?
Масленников | Нет. И не люблю я детективы, и Конан Дойла не люблю.
РГ | А какой киножанр любите?
Масленников | Комедии! И сам стараюсь все свои фильмы снять в этом жанре. Фильм о Холмсе - тоже комедия, и все остальные мои фильмы - комедийные.
РГ | Но в легком жанре...
Масленников | Да. Я считаю, без иронического, насмешливого отношения к жизни и жить не стоит.
РГ | Ваши планы?
Масленников | Я Островского буду экранизировать и дальше. У него много замечательных пьес. 48 пьес он, между прочим, написал. Но на все 48 я не замахиваюсь.
РГ | О чем следующий сюжет?
Масленников | Я, как человек суеверный, говорить не буду. Это тоже пьеса. И тоже про денежные дела.
РГ | Как будет называться?
Масленников | "Русские деньги-2".
РГ | Когда приступаете к съемкам?
Масленников | Зимой. Это зимняя история. Она происходит на фоне Масленицы в Замоскворечье.
РГ | Чем будете заниматься до зимы?
Масленников | У меня масса дел. Я пишу книжку, веду мастерскую во ВГИКе. Мои ученики начинают работать над дипломными работами. Дел у меня полно.
РГ | Пишете мемуары?
Масленников | Нет, это размышления о жизни.
РГ | В каком издательстве выйдет?
Масленников | Какое издательство! Ее еще написать надо, а потом нести в издательство. Книга почти написана, но работы еще много.