Речь, конечно же, шла не о новом имидже правительства, тон которому задал сам премьер-министр Михаил Фрадков, внешне изменившийся за время непродолжительного отпуска. И не о том, что в ближайшее время кабинет министров обновит информационную составляющую своей работы: не так чтобы в сторону открытости, а в плане интернет-сайта.
Пока же министры искали отличия не где-нибудь, а в зонах... Уже в этом году мининформсвязи планирует завершить разработку бизнес-планов и подготовку проектно-сметной документации на строительство объектов инженерной инфраструктуры для создания технопарков.
Подобные сроки назвал вчера глава этого министерства Леонид Рейман.
"В 2007 году мы сможем приступить к реализации создания технопарков, - уверен главный связист. - Запуск проектов в 7 регионах даст возможность создать не менее 75 тысяч новых рабочих мест, объем продукции, который будут производить технопарки, превысит 100 миллиардов рублей".
Администрирующую функцию в технопарках, по замыслу разработчиков, будет выполнять либо организационный совет (некоммерческая организация), либо нанятая этим советом управляющая компания. Несмотря на то, что участвовать в проектах будут и бюджетные деньги, министр считает, что "избыточного участия государства быть не должно".
- Мы правильно понимаем, что технопарк - это, по сути, та же особая экономическая зона? - тут же спросил премьер у идеолога Реймана.
Но оказалось, что не совсем так, поэтому министру и пришлось помочь найти коллегам те самые семь отличий технопарка от ОЭЗ. "Технопарк - это совокупность компаний без учета их территориальной привязки, и при этом определяющим фактором является их участие в сфере IT, - заметил министр. - Кроме того, технопарки создаются на базе вузов, что позволяет привлекать к работе студентов, проводить научно-исследовательскую работу, семинары и конференции". Опять же налоговые льготы по ЕСН, которые предполагается предоставлять в технопарках. Если средний доход одного работника в год составит 300 тысяч рублей, то налоговая ставка будет 14 процентов. В случае если доход увеличивается до 370 тысяч рублей, до 13,5 процента снижается налоговая ставка. Но это только для IТ-компаний. О том же, стоит ли предоставлять налоговые льготы в других отраслях, мининформсвязи пока спорит с минэкономразвития.
- Непонятно, за счет чего планируется содержать специалистов? - не отставал от Реймана премьер. - С особыми зонами все понятно. Кто льготы взял, тот за них и ответит. Я упрощаю, но вот зону обнесли колючей проволокой, дали льготы и потом разбираются до полной ясности. С региона - отчет, и с начальника зоны - отчет. Зона - она и есть зона. А что мы спросим с технопарков, куда придут иностранные компании?
В ответ Рейман заметил, что строительство зон "методом ограничения колючей проволокой позволяет развиваться компаниям, но при этом создаваемые в технопарках инфраструктура и возможности научно-исследовательской работы и производственной деятельности должны заинтересовать специалистов". А для этого необходимо совершенствование законодательной базы.
- Этот вопрос нужно додумывать быстрее, создавать инфраструктуру, а то утечка специалистов все равно будет, - сказал премьер. - Должны быть выработаны четкие критерии, тогда будет смысл отличать технопарки от особых экономических зон. А то мы тут без толку обсуждаем. Вы спорите с минэкономразвития, а работа стоит. Важно, чтобы не получился пустой выхлоп, а то регионы смотрят и не знают, что им ждать.
Но Рейман решил не сдавать позиции, несмотря на то, что с ведомством Грефа, конечно же, пока есть нерешенные вопросы. Зато "губернаторы не сидят и не смотрят, а активно участвуют в реализации проекта по технопарку". "Универсальных решений нет, - признался Рейман, дав понять, что, как всегда, страна будет изобретать велосипед. - Во всем мире технопарки создают с национальными особенностями, и нам важно их учесть".
Но национальные особенности не слишком заинтересовали премьера, а может быть, и зря. Именно этот фактор иногда и является ключевым в торможении благих начинаний. Фрадков все больше подталкивал министра информационных технологий и связи к окончательному ответу: "Кто за это ответит?"
- Речь в первую очередь идет о создании преференционных условий, и этот вопрос определяющий, - заметил премьер, посоветовав не соревноваться с грефовскими особыми экономическими зонами. - Если хотите притягивать специалистов, нужны льготы. Если вы хотите до 2011 года создать 75 тысяч рабочих мест в схемах, чипах и особо чистых комнатах, то нужно работать. А то у нас скоро один Евтушенков с "Микроном" останется.
- Я готов чаще выступать на правительстве, - решительно сказал Рейман, явно переходя в наступление.
- Нужно не просто выступать, а долбить до конца, - дал неосмотрительный совет премьер.
По-настоящему "долбить" пока готов министр обороны Сергей Иванов. Пользуясь моментом, вице-премьер предложил включить в администрирующий орган представителей министерства обороны, мотивируя это тем, что его ведомство должно видеть перспективы развития высоких технологий двойного назначения, а не командовать. На такой оптимистичной ноте кабинет министров и дал зеленый свет созданию технопарков в стране.
Вчера же правительство приняло решение выделить единовременную материальную помощь семьям погибших в авиакатастрофе самолета Ту-154 под Донецком по 100 тысяч рублей за каждого погибшего. В общей сложности, как заметил министр транспорта Игорь Левитин, из резервного фонда правительства на выплату компенсаций семьям погибших будет выделено 17 миллионов рублей. Кроме того, он предложил правительству предусмотреть компенсацию расходов, понесенных украинской стороной при ликвидации последствий катастрофы и помощи в расследовании ее причин. По его мнению, отдельные украинские предприятия и организации могут обратиться к России с просьбой компенсировать понесенные ими затраты, и это надо предусмотреть. В свою очередь Михаил Фрадков поблагодарил украинскую сторону за помощь при ликвидации последствий катастрофы и расследовании ее причин.
Сегодня же минтранс внесет в правительство предложения по обеспечению безопасности полетов. Возглавить работу по выработке соответствующих мер премьер поручил Сергею Иванову. Для решения проблемы безопасности полетов, по мнению Фрадкова, необходимо рассмотреть целый комплекс вопросов. В их числе "эффективность работы отечественных авиаперевозчиков, их множественность", "вопросы экономической целесообразности, которые иногда входят в противоречие с вопросами безопасности полетов".
Очевидно, что споры о безопасности полетов, как правило, сводятся к вопросу: способна ли Россия производить новые современные самолеты? "Нужно принимать решения и действенные меры. Мы не можем ждать очередных трагедий", - сказал Фрадков. Но при этом премьер твердо уверен, что необходимо сохранить отечественную авиационную промышленность. "Мы не имеем права потерять свой авиапром. Это вопрос бесспорный", - сказал он, заметив, что надо найти баланс между поставками импортных самолетов и сохранением и развитием существующей базы отечественного авиапрома. Иначе, по его мнению, "никто не простит бесполезную трату времени и средств на создание нового самолета, утрачивая существующую базу. "И никто в стране не простит, если мы, поставив во главу угла вопросы безопасности полетов, будем решать эту задачу только с помощью импортных самолетов", - заметил он.