Революцию в небе а-ля Иванов ждать не приходится. В общем-то, она и не нужна, поскольку ответ на главный вопрос, почему наши самолеты падают, лежит, что называется, на поверхности. Два пагубных фактора - человеческий и технический - во всем мире гробят людей и машины. В длинном списке авиационных катастроф Россия не первая и не последняя. Ведущие авиадержавы по основным показателям аварийности, как правило, держатся плотной кучкой. И если в каком-нибудь Конго самолеты теряют раз в десять реже, чем у нас, то это вовсе не означает, что профилактика авиапроисшествий там на голову выше российской. Арифметика транспортных трагедий, к сожалению, проста: чем больше в стране летают, ездят, ходят по морям-океанам, тем больше бьются и тонут.
Для вице-премьера не новость, что у нас самолеты бьются большей частью из-за обыкновенного разгильдяйства. Официальная статистика свидетельствует: свыше 70 процентов всех авиапроисшествий в России так или иначе связаны с человеческим фактором. Техник забыл в воздухозаборнике самолета моток контровочной проволоки, пилот отклонился от указанного маршрута, руководитель зоны посадки вовремя не уточнил направление и скорость ветра у земли... Эта цепочка служебных просчетов (преступлениями их называть не принято, в лучшем случае обзовут халатностью) рано или поздно заканчивается аварией или даже катастрофой.
В последнее десятилетие новая напасть добавилась - так называемый коммерческий интерес. Именно с него начал вчера разговор о катастрофах Сергей Иванов. По его мнению, погоня за деньгами порой входит в прямое противоречие с авиационной безопасностью. Происходит подмена ценностей, и первичной становится не забота о пассажирах, а о кошельке компании. О жестких санкциях в отношении недобросовестных авиаперевозчиков вице-премьер вчера не говорил, но по его тону легко было понять: кое-кого ждут нелегкие времена.
Вообще с погоней за прибылью так или иначе связано подавляющее число авиапроисшествий в нашей стране. К примеру, среди пагубных факторов вице-премьер упомянул плачевное состояние действующего авиапарка, в том числе приобретаемых за рубежом подержанных самолетов. Но ведь такие сделки и заключаются с единственной целью: максимально сэкономить на покупке и выжать все возможное и невозможное из крылатого старья.
Возьмем другую составляющую катастроф - покупку "левых" запчастей. Она стала настоящим бичом отечественных авиаперевозчиков, причем не только коммерческих фирм, но и государственных авиационных предприятий. Не далее как два дня назад правоохранители взяли за руку таких нечистоплотных коммерсантов. Федеральное авиапредприятие по поддельным документам закупало у них поддельные запчасти - директор решил влегкую срубить деньжат. Как говорится, прилетели!
Сергей Иванов вчера опять говорил о важности для авиационной безопасности правильных и своевременных метеорологических прогнозов на территории всей России - от Анадыря до Калининграда. Но ведь ни для кого не секрет, что боги погоды так же, как другие бюджетные структуры, полностью зависят от финансирования. Есть на счету средства - можно говорить о реалистичном прогнозе, нет денег - будем ждать от моря погоды.
Все эти проблемы Сергей Иванов планирует решать в комплексе, в том числе с учетом опыта, накопленного Службой безопасности полетов авиации Вооруженных сил.
- Если будут нужны какие-то кадровые решения, то они будут приниматься, - пообещал министр обороны. И добавил: У всех уже лопнуло терпение.
Кстати, несмотря на поручение премьера, ведущим федеральным органом по авиационной безопасности остается Министерство транспорта РФ. Сергей Иванов планирует работать с ним в тесном контакте.