04.09.2006 01:00
    Поделиться

    Всеволод Плешивцев: как не заморозить Москву?

    Российская газета | Всеволод Георгиевич! Подобная формулировка вопроса - очередная дань моде на экономию?

    Всеволод Плешивцев | Нет. Сначала майская авария, а потом и прошлогодняя зима с ее суровыми морозами, о существовании которых москвичи за последние годы успели позабыть, наглядно показали, в условиях какого острейшего энергодефицита живет столица. Уже тогда во время максимальных нагрузок городу не хватало 4 тысяч мегаватт. Как за вестями с фронта жители следили, кого отключат от электроснабжения сегодня - палатки у метро, уличные фонари или их дом? До жилья, к счастью, дело не дошло. Но предстоящая зима будет еще сложнее, так как с вводом новых объектов нехватка электроэнергии увеличилась на очередные 5 процентов. Напомню: чтобы обеспечить надежное энергоснабжение столицы, РАО "ЕЭС России" и правительство Москвы в начале года подписали совместную программу строительства новых мощностей. Особенность же энергетики такова, что возвести их мгновенно и в нужном количестве невозможно. В итоге нынче город сможет дополнительно получить по линии Мосэнерго максимум на 62,2 мегаватта новых источников питания, и еще на 27 мегаватт - по линии Москвы. Где брать остальные недостающие киловатты, чтобы не заморозить Москву, не погрузить ее во тьму? Выход один - экономить электроэнергию.

    РГ | Кто это должен делать? Промышленные предприятия, торговые центры, рекламщики или рядовые москвичи?

    Плешивцев | Экономить надо всем. Но в первую очередь все-таки населению. Дело в том, что если раньше 60 процентов электрической энергии в городе потребляли фабрики и заводы, а 40 процентов шло на бытовые нужды москвичей, то теперь эта пропорция перевернулась: промышленность потребляет лишь 40 процентов, а жители с их битком набитыми электроприборами квартирами, используют остальные 60 процентов. Поэтому, по оценкам экспертов, именно жилсектор способен дать 41 процент сэкономленных энергоресурсов.

    РГ | И как же вам представляется эта экономия?

    Плешивцев | Например, подсчитано, что только в подъездах жилых домов можно сберечь 80 мегаватт.

    РГ | Для этого жителям столицы предстоит научиться ходить по подъездам в потемках? Так там и без того, случается, рвут сумочки из рук и тюкают по голове. А уж тут какой простор откроется для преступников!

    Плешивцев | Речь не о насильственном погружении домов в темноту. Есть цивилизованные, давно известные миру способы экономии. Например, замена обычных ламп накаливания энергосберегающими - люминесцентными или какими-нибудь другими, которых сейчас существует великое множество. Представим почти невозможное. Не только ДЕЗы заменят все имеющиеся 2 миллиона 200 тысяч лампочек в подъездах столичных домов, но и владельцы хотя бы половины из 2,5 миллиона московских квартир одновременно отправятся по магазинам за лампочками, да не самыми дешевыми по 12 рублей, а энергосберегающими - по 150. Вкрутив их во всех светильниках, каждый из них немедленно сэкономит как минимум по киловатту (массовые современные квартиры проектируются в среднем из расчета потребления 11 киловатт). Экономия в целом по городу же составит более 1000 мегаватт. Добавим к этому 80 мегаватт, сбереженных в подъездах. Отключая же потребителей в прошлую зиму, город экономил 800 мегаватт. То есть по крайней мере эту дыру энергосбережение мгновенно закрывает.

    РГ | Осталось только убедить москвичей, с какой стати им выбрасывать еще годные лампочки и тратиться на покупку новых, втридорога дороже. Вот, например, лично у меня в квартире в общей сложности 30 лампочек. Что я выгадаю от их замены?

    Плешивцев | Каждый месяц будете платить за свет вдвое меньше. А дальше считайте сами. Учитывая растущие год от года тарифы на электроэнергию, расходы из семейного бюджета, потраченные на энергосбережение, окупятся в два счета. Новые лампочки-то светят не менее ярко, а киловатт берут в 2-2,5 раза меньше! А ведь экономить можно не только на этом. Например, неплохо было бы снова начать оклеивать окна к зиме, заделывать щели в балконных дверях, закрывать за собой зимой двери в подъездах. Наконец элементарное: не превращать свою квартиру в подобие украшенной иллюминацией, когда без нужды в доме включено все, что может светиться, - люстры, бра, настольные лампы, телевизоры во всех комнатах, которые никто не смотрит...

    РГ | В общем, говоря суровым языком плаката советских лет: "Уходя, гасите свет!"

    Плешивцев | Наглядная агитация, способная помочь человеку изменить привычки и психологию, может быть и современной. Например, недавно я побывал в Екатеринбурге, где добились весьма впечатляющих результатов в экономии энергоресурсов. Местные власти не гнушались при этом и такими на первый взгляд мелочами, как выпуск плакатов, подготовленных студентами для населения. Я видел эти листовки, на одной которых изображена, например, привлекательная девушка, обращающаяся к избраннику с просьбой: "Милый, не забудь выключить свет". Другая листовка - с фото укутанного в шарф молодого человека, на грубоватом молодежном сленге гласила: "Заткнись!" То есть - заткни окна и двери, через которые выдувает тепло из квартиры. Наш департамент тоже недавно выпустил пробный экземпляр брошюры "Энергосбережение для всех и каждого", где наглядно иллюстрируются простые, но очень важные правила культуры энергосбережения. Такие "энергошпаргалки" были бы полезны в социальной рекламе города на улицах Москвы.

    РГ | Согласна. Многие горожане действительно и рады бы сэкономить, но не знают, с чего начать.

    Плешивцев | Вот поэтому с помощью студентов мы планируем провести в школах города пробные уроки по знакомству с "Основами энергосбережения". Проблемы с помощниками, я надеюсь, не будет - в Москве 18 вузов имеют кафедры энергетики. Руководитель департамента образования Любовь Кезина горячо поддержала эту идею.

    РГ | Но сначала школа, наверное, должна сама показать пример бережного отношения к расходованию энергоресурсов.

    Плешивцев | Именно к такому выводу пришли специалисты департамента после энергоаудита, проведенного в ряде столичных школ. Интересная картина обнаружилась. Оказывается, две совершенно одинаковые школы численностью, скажем, на 1000 учащихся могут потреблять разное количество тепла и электроэнергии. Объяснение этому простое: директор одной школы следит за их разумным использованием, а директор другой не обращает никакого внимания. Отсюда и такая значительная разница в оплате отопления и освещения. Сейчас с департаментом образования мы договорились, что такой энергоаудит будет проведен во всех других учебных заведениях столицы. По его итогам каждая школа получит энергопаспорт, в котором точно рассчитают ее реальную потребность в электроэнергии и дадут конкретные рекомендации, как снизить существующие расходы.

    РГ | В результате всей этой работы не стане в классах холоднее?

    Плешивцев | Не станет, так как наша цель - избавиться от лишних расходов тепла и энергии. Для этого существует множество способов. Например, зачем держать комфортную для малышей температуру в учебных кабинетах в каникулы и по воскресеньям, когда здание можно переключить на температуру +12-14 градусов? Этого вполне достаточно для того, чтобы не разморозить систему отопления. А ведь в городе есть еще множество административных зданий, пустующих по два дня в неделю, социальных объектов. И в каждом из них могут быть сэкономлены десятки мегаватт электроэнергии!

    РГ | А промышленность город сейчас вообще сбрасывает со счета?

    Плешивцев | Ни в коем случае! По потенциалу энергосбережения промышленные предприятия находятся на втором месте после ЖКХ. По оценкам экспертов, они могут дать 24 процента экономии. Что опять же выгодно не только городу, но и им самим, так как это приводит к повышению их рентабельности и конкурентоспособности продукции.

    РГ | Почему же не экономят?

    Плешивцев | Для того чтобы результат стал ощутимым, многие фабрики и заводы нуждаются в оснащении специальным энергосберегающим оборудованием. Его установка стоит 3-4 миллиона рублей, а окупаемость наступает лет через пять-десять. Кое-какие подходы к тому, чтобы больше заинтересовать в энергосбережении и промышленников, уже используются. В частности, заводу "Серп и молот" региональная энергетическая комиссия согласовала собственную программу энергосбережения. За ее выполнение предприятию были снижены тарифы. В ближайшее время энергоаудит будет проведен еще на 230 самых энергоемких предприятиях, потребляющих свыше 6 тысяч киловатт.

    РГ | Но ведь город взялся за экономию электроэнергии не сегодня и даже не вчера...

    Плешивцев | Да, действующая в Москве городская программа энергосбережения уже третья по счету. Поэтому ее недостатки сейчас очевидны. Дело в том, что прежде она носила межведомственный характер, а потому была плохо управляема. Теперь в Москве появился городской закон по энергосбережению, давший этой работе правовую базу. Принимая его, депутаты проявили полное понимание важности стоящей перед гордом проблемы - во всех трех чтениях не было ни одного голоса против. С учетом этого закона после обсуждения на заседании правительства будет переработана и городская программа. Я ни на минуту не сомневаюсь, что все показатели по энергоэффективности в ней будут усилены. После этого документ будет направлен в Мосгордуму, чтобы в кратчайшие сроки утвердить его и там. Еще одна важная проблема - нехватка финансирования. Если оно останется на прежнем уровне, то установленные на этот год задания могут быть не выполнены, а экономия останется на уровне 2005 года.

    РГ | Сколько, по-вашему, денег город должен из бюджета, чтобы энергосбережение стало обязательным элементом в работе всего городского хозяйства?

    Плешивцев | Я намерен поставить вопрос о том, что в городском бюджете энергосбережение должно идти отдельной строкой. Появится ли такая строка и как будет наполняться? Об этом пойдет разговор на заседании правительства. Планируется осуществить семь первоочередных мероприятий. В частности, во всех жилых домах перевести этажное и внутриподъездное освещение на более экономичные лампочки. Энергоэффективные светильники должны прийти и в учреждения бюджетной сферы, а система отопления там во внерабочее время должна быть там переведена на дежурный режим. Все переходы и станции подземки тоже засветятся по-новому. Тепло и вода будут всюду отпускаться только строго по счетчику.

    РГ | И что же это даст?

    Плешивцев | Экономию тепла и электрической энергии, которая, подчеркну, при любых затратах все равно в два-три раза дешевле той, что город может получать, вложив громадные средства в строительство новых подстанций. Но и экономия - не самоцель, а всего лишь средство к подъему всей экономики столицы. Статистика утверждает, что каждый процент сэкономленного электричества дает 0,35 процента прироста ВВП.

    РГ | Во время энергокризиса семидесятых годов президент, конгресс и сенат США проблему энергосбережения приравнивали по важности к созданию атомного оружия во время Второй мировой войны. А чем она является для правительства Москвы?

    Плешивцев | Приоритетнейшим направлением, от которого в немалой степени зависит, когда российская столица заживет нормальной жизнью, без страха перед каждой новой зимой.

    Поделиться