Новости

05.09.2006 03:40
Рубрика: Экономика

Замедление реформ ударило по бизнесу

Поэтому в рейтинге Всемирного банка по условиям его ведения Россия за год поднялась лишь на одну позицию

Исследование Всемирного банка может повлиять лишь на решение потенциальных инвесторов, которые раздумывают над открытием собственного дела в России. Для российских предпринимателей подобные рейтинги пока имеют лишь познавательный характер. Корреспондент "РБГ" попросил прокомментировать ситуацию с ведением бизнеса в России одного из авторов проекта Doing Business-2006 менеджера ВБ Симеона Дьянкова.

- Мы занимаем строчку в середине списка, это значит, что у нас еще далеко не все в порядке с условиями ведения бизнеса. По каким показателям мы отстаем больше всего?

- Россия улучшила свое положение по сравнению с прошлым годом, но только на одну позицию - с 97-го места она поднялась на 96-е. Если посмотреть, какие в России были реформы, то мы видим, что их было несколько, но они были не столь значительны, как раньше.

Можно сказать, что Россия улучшает свое законодательство в области регулирования бизнеса, но медленно, медленнее, чем ее главные конкуренты в мире.

Мы начали мониторинг пять лет назад, и если сравнить картину пятилетней или четырехлетней давности с теперешней, то нужно отметить, что реформы в последние два года почти остановились. И если отвечать прямо на ваш вопрос, какой из 10 показателей наиболее требует реформирования, то, наверно, надо сказать, что это регулирование импорта-экспорта.

Например, если российское предприятие хочет экспортировать один контейнер груза из Москвы во Франкфурт, то только оформление разрешительных бумаг ему обойдется примерно в 2200 долларов. Такая же операция при экспорте из Шанхая во Франкфурт обойдется всего лишь в 350 долларов. То есть получается, что для китайского бизнеса стоимость экспорта будет в 8 раз меньше, чем для российского, хотя Москва гораздо ближе к Европе.

Второй пример того, как пока, к сожалению, в России трудно заниматься внешней торговлей, - это время, которое нужно для того, чтобы оформить все разрешительные документы. В России нужно на это потратить 38 дней, а в Китае для этого понадобится всего 18 дней. За последний год китайцы серьезно реформировали процедуру разрешения и сократили время, которое требуется для оформления всех бумаг на 20 дней.

И еще две области, в которых в России есть над чем поработать. Одна из них - лицензирование. Хотя необходимо признать, что за последнее время была несколько упрощена процедура лицензирования в некоторых секторах, но тем не менее трудности остаются. Например, для того чтобы пройти все согласования перед началом строительства, российскому предприятию нужен 531 день, чтобы пройти по всем инстанциям и оформить все разрешения. По этому показателю Россия находится в самой нижней десятке стран.

Еще есть один важный аспект, касающийся лицензирования. Дело в том, что на федеральном уровне за последние годы были сделаны существенные шаги к упрощению процедур лицензирования, но как только начинается оформление на местном уровне, процесс сильно затягивается.

И еще один пример, когда на национальном уровне законодательство было изменено, но на местном уровне оно не работает, это касается доступа к кредитам для малых и средних предприятий. Был принят закон о создании кредитных бюро. Но несмотря на то что закон существует, на местном уровне он так и не заработал. Объем информации, которым обладают кредитные бюро, весьма незначителен. Это, на наш взгляд, как раз те области, которые требуют неотложных реформ.

- Еще пару лет назад главной проблемой бизнеса была защита инвестиций, сейчас мы наблюдаем их большой приток, стало быть, здесь у нас имеются какие-то достижения?

- Надо отметить, что за последний год были сделаны шаги по улучшению законодательства в области защиты не только иностранных, но и отечественных инвесторов. В апреле этого года были приняты изменения в закон о предприятиях, которые существенно улучшили положение миноритарных акционеров. Теперь они имеют возможность воздействовать на решения руководства предприятий и оспаривать их. Их права в России лучше защищены, чем даже в Великобритании или в Соединенных Штатах.

Например, если в прошлом году миноритарный акционер видел, что руководство компании хочет приобрести другую компанию на невыгодных условиях, у него не было никакой возможности оспорить это решение, то теперь он может оспорить его в суде. Пока трудно сказать, как этот новый закон будет работать, но он уже есть.

- Наша страна стремится вступить в ВТО, как вы считаете, вступление в ВТО может что-то изменить в условиях ведения бизнеса?

- Думаю, это позволит упростить оформление экспортно-импортных операций. Например, Китай, который в этой области выглядит гораздо лучше, чем Россия, начал реформы как раз после вступления в ВТО, а до этого картина была примерно одинаковой и здесь и там.

И второй момент, который надо отметить в связи с вступлением в ВТО, - это либерализация финансового сектора. В Китае за время после вступления в ВТО были созданы и заработали кредитные бюро, и теперь там предпринимателям гораздо легче получить необходимые кредиты. Либерализация финансового сектора позволила бы прийти в Россию иностранным банкам и создать здесь конкуренцию, которая пошла бы на пользу малому и среднему бизнесу.

- Какой опыт лидеров рейтинга представляется вам наиболее ценным для нашей страны?

- Интересен опыт Мексики, где в последний год правления президента Висенте Фокса проведены серьезные реформы в области внешней торговли и лицензирования. Мексика за год поднялась на 60 позиций в нашем рейтинге. И Мексика, и Россия получают большую выгоду от высоких цен на энергоносители на мировых рынках, и нет вроде бы особой необходимости проводить реформы. Но мексиканцы решили, что в такой ситуации реформы будут наименее болезненными, и провели их, а Россия пока не решается на это. Конечно, во многих странах реформы проводятся в условиях крайней необходимости, но при этом экономика переживает их гораздо тяжелее.

Экономика Финансы Банки Международные организации Всемирный банк (ВБ)