Финита ля драмеди
Собирательный образ отечественного ТВ представлен закончившимся на минувшей неделе сериалом "Богиня прайм-тайма".
"Собирательный" в том смысле, что на телеэкране мы увидели лица нескольких каналов. НТВ представлен сразу двумя физиономиями - Владимира Соловьева и Михаила Осокина (последний, хотя и сменил место службы, по- прежнему ассоциируется с четвертой кнопкой), "Россия" - Марии Ситтель, а Первый - Леонида Якубовича. Некоторые вымышленные персонажи слегка загримированы под реальных. Кто такая Алина Лаврова? Уж не Арина ли Шарапова?.. А кто такой бизнесмен Ахмед? Не глубоко ли законспирированный известный в прошлом медиамагнат? Кто такая отважная журналистка Ольга Столетова, что мается в заложниках у жестоких боевиков? Уж не Елена ли Масюк?.. А некий теленачальник Олег, добывающий деньги на выкуп своих сотрудников?.. Уж не сам ли это Добродеев?.. А брезгливо помянутые телеведущие юмористических программ Сосновская и Павлонян?.. Не Дубовицкая ли с Петросяном?..
Создатели сериала, уговорив меня, что показанное ими имеет какое-то отношение к реальности, убедили и во всем остальном. Ну хотя бы в том, что медиасообщество - это скопище завистников, карьеристов, рвачей, готовых за пайку эфира проломить голову своему коллеге.
Как страшно жить, сказал бы на это Максим Галкин, пародируя Ренату Литвинову. Но что способно меня примирить с образовавшейся скверной в среде телевизионных небожителей, так это их романтические отношения.
Боже, как они трогательны и наивны в выражении своих чувств! Хочется смеяться и плакать, причем одновременно. Например, когда Алина за сорок секунд до выхода в эфир, срывая с себя микрофоны, расталкивая гримеров и редакторов, кидается в объятия любимого, а потом возвращается на место и, светясь от счастья, начинает зачитывать "подводки" к событиям текущего дня (тут хорошо бы врезать, как в ситкоме, закадровый смех). Или их объяснение в любви по мобильному: она - на фоне останкинской иглы, он - из "горячей точки" (здесь хорошо бы, чтобы из-за кадра доносились бы коллективные всхлипывания). На Западе такого сорта зрелище называется "драмеди".
Но в конечном итоге надо признать, что не вся практика российского ТВ вписывается в тот собирательный его образ, что представлен в "Богине". Кое-что осталось за гранью как самого сериала, так и моих представлений о цивилизованной конкуренции.
Атаки клонов
С какого панталыку на минувшей неделе два главных федеральных канала пошли войной на покойницу Галину Брежневу? Сначала Первый по ней прошелся в двухсерийном документальном фильме. Потом "Россия" на нее "наехала" в связи с "делом Щелокова". И чтобы мало не показалось на том свете дочери генсека, Первый в субботу ее догнал и добавил в документальном фильме "Дети вождей". И во всех разоблачениях жуется одно и то же: любовные утехи Галины Брежневой, ее страсть к бриллиантам, ее склонность к алкоголю...
Сами документальные фильмы кажутся сработанными под копирку.
Под копирку оказались сделанными и расследования катастрофы 20-летней давности "Адмирала Нахимова". Назывались они по-разному. На Первом - "Лайнер "Нахимов". Спасите наши души". На втором - "Русский "Титаник". Дожить до рассвета". На НТВ - "Гибель "Адмирала Нахимова", показанный в глубокой ночи - аж в половине третьего. А в повествовании никакой разницы, если не считать инверсий некоторых подробностей. В одном случае хроника столкновения "Нахимова" с "Васевым" дана в самом начале; в другом - сдвинута на середину.
Вообще когда в нескольких фильмах, идущих по соседству, перебираются одни и те же подробности, одни и те же версии, то это называется уже не расследованием, а как-то по-другому. Я бы назвал это "смакованием", притом сладострастным. И в этом отношении телевизионная кинодокументалистика все ближе становится к таким аттракционам помоечного сладострастия, как "Пусть говорят" и "Программа максимум".
Конечно, подобные совпадения можно списать на обострившуюся в последнее время межканальную конкуренцию, что отчасти соответствует действительности. Но дело, судя по тому, что мы видим в нашем эфире, зашло слишком далеко. Сегодня сама конкуренция все чаще принимает извращенный оборот.
А в нашем доме пахнет воровством...
Ну хорошо, придумали конкуренты на телеканале "Россия" удачный формат ледяного шоу - "Танцы на льду", идея которого в том, чтобы объединить в паре со звездным профессионалом звездного дилетанта. Понятно, что Первому стало завидно. Тут бы менеджерам канала что-нибудь свое выдумать - ведь они считают себя такими креативными. Но они, недолго думая, запускают шоу "Звезды на льду" с той же идеей, с такой же драматургической фабулой. Но, разумеется, с большим размахом, с гигантскими затратами. По некоторым сведениям, просочившимся в прессу, съемки только одной программы обошлись Первому больше, чем в миллион долларов. Понятное дело, что получилась не скромная "ледяная избушка", а громадный "ледяной дворец", назначение которого в том, чтобы подавить всех масштабом и величием.
Плагиат очевиден, но в данном случае ненаказуем. Юристы легко найдут десять различий между двумя проектами. Есть, правда, такая трудно уловимая материя, как профессиональное достоинство. Если оно свойственно творческому индивиду, то вряд ли он позволит себе позаимствовать чужую придумку.
В Колумбии бешеным успехом пользовалась драмеди "Бетти-дурнушка". (У нас адаптированный к отечественным реалиям он прошел на канале СТС под названием "Не родись красивой"). Другой колумбийский телеканал страшно позавидовал триумфу конкурента, но почему-то не стал снимать сериал "Кэти-простушка", а произвел на свет нечто другое: драмеди "Педро Великолепный". (У нас он стартовал на этой неделе опять же на СТС под названием "Петя Великолепный").
В чем специфика отечественного медиарынка? Здесь здоровую конкуренцию непросто отличить от вульгарной кражи. И что еще нехорошо: опыт подобных заимствований способствует легализации контрафактной практики.
***
А если сравнить все-таки два шоу, то мне "ледяная избушка" на канале "Россия" милее, нежели "ледяной дворец" на Первом. Там звезды искреннее, душевнее, атмосфера теплее. А во "дворце" я вижу, как мальчики Каи и девочки Герды под присмотром величественной Снежной Королевы стараются изо всех сил нарисовать коньками слово "вечность".