Как уже сообщала "РГ", Росаэронавигация потребовала от 26 российских авиаперевозчиков погасить просроченную задолженность до 1 сентября. В противном случае для должников могут ограничить использование воздушного пространства России.
- Мы просто вынуждены были пойти на столь строгие меры, поскольку ситуация сложилась весьма серьезная, - говорит руководитель ведомства Александр Нерадько. - Общая сумма долга составила более 122 миллионов рублей. Почему-то многие, говоря о безопасности полетов, забывают, что она должна иметь не только фундамент системной организации, но и серьезную экономическую основу. Если кто-то думает, что безопасность стоит дорого, то он не знает, что такое авиационное происшествие.
Надо отдать должное: поставленные условия возымели действие. Семнадцать авиакомпаний полностью рассчитались за аэронавигационные сборы. Оставшиеся же "должники" получили новый срок: по чартерным рейсам ограничение использования воздушного пространства начнет действовать с 12 сентября, по регулярным - с 20 сентября.
- Это уступка, - не скрывают в Росаэронавигации. - Но не авиакомпаниям: мы не хотим ущемлять интересы авиапассажиров, поскольку отпускной сезон продолжается. Однако потом вся ответственность за невыполнение рейсов ляжет на недобросовестных авиаперевозчиков.
"Зайцами" летают многие авиакомпании. И это при том, что аэронавигационные сборы в России остаются сегодня одними из самых низких в мире. К примеру, обслуживание в небе самолета "Боинг-747", если он летит 100 километров, стоит всего 87 долларов, в то время как Украина и Белоруссия берут по 142 и 143 доллара, а Литва - 215. Но уже с 1 ноября ставки сборов на трассах будут индексированы в 1,9 раза.
Как сообщил Александр Нерадько, в конце сентября в правительстве будет рассматриваться концепция создания и развития аэронавигационной системы, которая должна обеспечить эффективное государственное регулирование использования воздушного пространства Российской Федерации. Одна из главных проблем, которая волнует руководство созданного год назад ведомства, - кадровая. "Ключи" от неба находятся в руках почти 30 тысяч специалистов, которые каждый день контролируют и управляют движением на авиатрассах страны. В том числе 8 тысяч диспетчеров. И это, без преувеличения, сейчас одна из самых штучных профессий.
Есть статистика: при приеме в вузы на эту специальность лишь каждый пятый абитуриент допускается по медицинским требованиям к сдаче вступительных экзаменов. Однако даже получив диплом, далеко не все выпускники доходят до места работы. Почему? Молодых специалистов отпугивает низкая зарплата - от 7 до 12 тысяч рублей. При том, что мера возложенной на них ответственности - жизнь авиапассажиров: каждую минуту в российском небе находятся примерно сто тысяч человек.
- За последние годы авиакомпании не раз увеличивали цену перевозки со ссылкой на рост стоимости керосина, но одновременно ведущие авиаперевозчики неплохо подняли у себя зарплату по сравнению с уровнем зарплаты в Государственной корпорации по организации воздушного движения, - замечает Александр Нерадько. - Это несопоставимо: средняя зарплата диспетчера, с учетом выслуги и класса, приближается лишь к 29 тысячам рублей. Но работа диспетчера, как и летчика, имеет жесткую специфику. Перед полетом, перед заступлением на смену надо обязательно отдохнуть, а затем пройти обязательный медицинский осмотр. Поэтому зарплата диспетчера должна быть для него единственным средством доходов, которые бы обеспечивали его семье достойную жизнь. И Росаэронавигация будет стремиться к формированию прочного экономического фундамента обеспечения безопасности полетов при управлении воздушным движением.