05.09.2006 00:00
    Поделиться

    Хабаровский край примет около 1700 переселенцев

    Программа рассчитана на граждан из ближнего и дальнего зарубежья, трудоспособных, владеющих в первую очередь рабочими специальностями, а также для врачей, учителей, воспитателей дошкольных учреждений. Пенсионеры не в счет.

    Направлениена восток

    — Участники программы переселения и члены их семей будут иметь право приоритетного получения гражданства Российской Федерации, — говорит заместитель начальника федеральной миграционной службы (ФМС) по Хабаровскому краю Александр Бронников, подчеркивая, что в данный момент, по российскому законодательству, срок получения российского гражданства в большинстве случаев определен в пять лет.

    Сейчас все ждут изменений, которые должны внести в законодательные акты, регулирующие процесс переселения. Территория Хабаровского края, как Приморского края и Амурской области, выбрана в качестве пилотных, то есть здесь впервые будет претворена в жизнь переселенческая программа.

    По словам Александра Бронникова, гражданство и будет главной преференцией для переселенцев. Они получат компенсации за расходы на переезд к будущему месту проживания, единовременное пособие на обустройство (подъемные), в течение шести месяцев ежемесячное пособие при отсутствии работы, компенсационный пакет, включающий в себя услуги государственных и муниципальных учреждений дошкольного воспитания, общего и профессионального образования, социального обслуживания, здравоохранения и услуги государственной службы занятости. Согласно условиям добровольного переселения, рабочее место и территорию для переезда человек имеет право выбирать. Желающие выехать в Россию на постоянное место жительства должны обратиться в зарубежные представительства ФМС России или консульские учреждения и там под конкретную вакансию, после прохождения определенной процедуры отбора, будут выдавать свидетельства участника государственной программы.

    На данный момент, в Хабаровском крае требуются пять тысяч вакансий — рабочих мест, но в связи с дефицитом краевого бюджета финансовых возможностей у правительства края для жилищного обустройства участников программы нет, поэтому ряд перспективных инвестиционных проектов из-за отсутствия жилья для работников не был включен в перечень проектов переселения первой очереди. На первом этапе в 2007-2009 годах планируют привлечь из стран СНГ 421 человека, не считая членов их семей, в 2007 году — 155 человек, в 2008 году — 146, в 2009 году — 120 человек.

    Сколько нужно людей…

    И ученые, и практики, и общественные деятели, и руководители субъектов Федерации едины в оценках развития Дальневосточного федерального округа: для освоения его богатств нужны люди. Демографический баланс уже давно имеет устойчивую отрицательную направленность. По данным статистики, в западные регионы России в 2004 году убыл 22401 дальневосточник, в прошлом году — 22278. Это при том, что из стран СНГ и Балтии на берега Тихого океана прибыли 1206 человек.

    Коэффициент естественного прироста тоже минусовый. На тысячу населения он составляет минус 3,7. Только в республике Саха (Якутия) и на Чукотке прирост составляет плюс 4,2 и плюс 3,8.

    По анализу центра стратегических разработок, как утверждает его директор Борис Терский, Дальнему Востоку на уже существующие производства нужны 1200 тысяч мужчин и женщин в возрасте от 20 до 50 лет. Но мужчин — не пьющих, ответственных и способных на тяжелую физическую работу — менее 200 тысяч.

    Один из выходов для ускоренного экономического развития Дальнего Востока — открыть рынок для иностранной рабочей силы, прежде всего китайской.

    Работодателю пока выгодно привлекать иностранных работников. Зарплата их в России на порядок ниже, чем средняя по стране, а для китайцев наши заработки очень высокие.

    Они валят лес и получают в месяц пять-шесть тысяч рублей. За год копят пятьдесят тысяч рублей (это 14 тысяч юаней), приезжают на родину, строят дом и денег еще хватает на обучение детей. А что у нас можно купить на пятьдесят тысяч рублей? Вот когда будет заработная плата равна качеству нашей жизни, то и для китайцев у нас работы не будет.

    — Если сравнивать численность мигрантов, то, конечно, сегодня число въехавших в край граждан КНР стабилизировалось, — продолжает Александр Бронников. — В 2002 году в Хабаровский край из КНР приехали 18183 человека, в 2003 — 14428, в 2004 году — 18242, в 2005 — 13461. Объяснение тут одно: ужесточение иммиграционного контроля, безвизовый туризм стал регламентируемым — стандартный строк пребывания туристов на территории края — 15 дней, осуществляется действенный контроль за турфирмами. Раньше китайцы по безвизовым путевкам оставались на год и более. А за оформление трудовой деятельности иностранных граждан в России работодателю надо платить четыре тысячи рублей за каждого.

    ...И каких специальностей

    С этим тоже проблема в самом восточном регионе страны. Среднегодовая занятость с 1995 года снизилась на 139 тысяч человек. Неуклонно уменьшается число занятых в промышленности (в среднем по 14 тысяч в год) и сельском хозяйстве (темпы падения еще выше). Только в торговле, в финансовой сфере, образовании, культуре положение стабильно. Устойчивый рост занятых демонстрирует лишь сфера управление. За десять лет число чиновников со 154 тысяч увеличилось до 228 тысяч (2004 год). Заметим, что это было до последней муниципальной реформы. Сегодня число управленцев еще приросло. И немало.

    Но, наверное, никто не ожидает, что приезжие по переселению люди займутся торговлей или их возьмут на работу в администрацию. В сфере обслуживания и так немало варягов, а в чиновники берут только своих, проверенных. Укоренившиеся дальневосточники не будут встречать переселенцев хлебом-солью. Сами жизнью недовольны.

    Недавно проведенный в Приморье предвыборный опрос показал, что среднестатистический избиратель в раздражении может проголосовать за любого, кто предложит ясную и простую программу. В ней надо предусмотреть увеличение пенсий в три раза (до 75 процентов от уровня средней зарплаты в крае), создание 30 тысяч новых рабочих мест в ближайшие четыре года, выделение бесплатно муниципальных земель для индивидуальных застройщиков, отмену пошлин при ввозе японского автомобиля в Приморье. И если эту программу осуществить, то и наше отношение к отъезду из региона изменится в лучшую сторону. То есть все то, что нужно для привлечения переселенцев, не создано и для ныне живущих на этой земле.

    Есть проблема и в избыточном для населения региона образно-инвестиционном потенциале. Сегодня при остром дефиците рабочих рук сто процентов выпускников школ могут поступить в вузы Дальнего Востока. А такой потребности в кадрах с высшим образованием в той структуре производства, которая имеется в регионе, нет.

    — Высшая школа является ключевым ускоренным фактором, влияющим на миграционные потоки молодежи, — говорит директор центра стратегических разработок Михаил Терский. — Молодежь уезжает с Дальнего Востока. Имея диплом, копать лопатой не хотят, а работу по профилю найти не могут.

    С другой стороны, получать за тяжелую работу даже тридцать тысяч рублей и жить в самом дорогом, малокомфортном регионе страны с тяжелыми климатическими условиями, часто из-за дороговизны билетов не имея возможности вылететь на запад, как здесь говорят, имея в виду среднюю полосу России, желающих немного. Но эта проблема уже общегосударственная.

    На что рассчитывать переселенцам?

    Составляя программу по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, правительство Хабаровского края запросило у районных администраций прогнозный расчет в рабочих кадрах.

    Большинство из них в графе «Жилищное обустройство» указало только наличие общежития (о его комфортности скромно умолчим). Даже для крайне необходимого в школе села Константиновка учителя физики в районе могут себе позволить выделить неблагоустроенное жилье. В Комсомольском районе специалисты могут рассчитывать на беспроцентную ссуду от предприятия (с оговоркой: после прохождения испытательного срока). В Вяземском районе предполагаемым переселенцам (агрономам, инженерам, животноводам) могут предложить жилье, которое требует капитального ремонта.

    Руководители городских муниципалитетов крайне осторожно могут рекомендовать переселенцу пожить в гостинице или общежитии. Причем не всегда это будет комната, а просто койко-место. Значит, заветного калача из жилья для заманивания переселенцев при существующей политике не получается.

    А что с тем длинным рублем, который долгие послевоенные годы служил притягательной силой для тех, кто, покидая домашний уют, мчался за туманом и за запахом тайги? Правда, таежных запах имеет несколько горьковатый оттенок лесных пожаров, но туман-то остался. Во всем. В том числе и в зарплате. В приводимой ниже таблице туман этот несколько рассеивается.

    Как можно заметить, зарплата не так велика и от среднероссийской отличается ненамного. И это с учетом действующих в регионе повышающих коэффициентов, которые от двадцати процентов в южных районах доходят до ста на Чукотке или в Якутии.

    А вся зарплата уходит на потребительские нужды, отложить на будущую квартиру или на поездку в отпуск не представляется возможным. Если вернуться к тому же документу с предложениями для переселенцев от муниципалитетов Хабаровского края, то в нем в графе «Предлагаемая зарплата» стоит цифра ничуть не больше средних доходов. Николаевские руководители (напомним, действуют льготы, предусмотренные для регионов, приравненных к районам Крайнего Севера) предлагают рабочим зарплату в десять тысяч рублей. Кто позарится на такой длинный рубль?

    Денежные доходы и потребительские расходы

    Поделиться