Представители инопрессы тех времен шумно удивлялись отсутствию медведей на столичных улицах и всерьез утверждали, что развитие бизнеса в Москве тормозит недостаток ресторанов. Каждый год главным доказательством российского варварства была своя тема - малиновые пиджаки, перестрелки, дефолт.
Страшилки о России - устоявшийся и, можно сказать, уже традиционный жанр. Но в нынешнем, 2006 году по числу публикаций в этом жанре лидирует тема сохранности нашего культурного наследия. На броские заголовки коллеги не скупятся. Вот некоторые статьи лишь за последний месяц.
Краденые ценные произведения искусства стекаются в Нью-Йорк (New York Sun, США). "Международная организация уголовной полиции - Интерпол - не располагает мировой статистикой преступлений в сфере искусства, однако, судя по докладам из входящих в нее стран, четыре первых места занимают Франция, Италия, Россия и Германия".
Российские музеи - решето, через которое утекают национальные сокровища (ТВ-5 Канада). По одной из версий, преступники действовали через родственников сотрудников музея. Заканчивается репортаж обобщающей фразой: "Директор Эрмитажа уточнил, что он не собирается оставлять свой пост. Эту должность занимал еще его отец - еще одна "семейная история". Подтекст угадывается легко. И трудно представить более эффектный финал - директор Эрмитажа - Михаил Пиотровский - историк, ученый с мировым именем и офицер ордена "За заслуги перед Итальянской Республикой". Во время интервью корреспондент вряд ли поставил Пиотровского в известность о подтексте.
Статья в "Нью-Йорк таймс" о наследии архитектора Мельникова содержит все атрибуты заявки на сценарий гангстерского фильма: спор за наследство гениального архитектора между гордой наследницей и молодым сенатором. Подкуп и обман, антураж слежек, продажных чиновников, гибнущего на глазах уникального здания и в качестве специально приглашенной звезды - Иосиф Кобзон в роли Фрэнка Синатры.
Короче, жесткая расстановка акцентов для американского читателя. Причем даже прямую речь Сергея Гордеева (сенатора, члена Совета Федерации) - планы по созданию музея, журналист постоянно берет "в кавычки" - в прямом и переносном смысле. Возникает желание подхватить игру в кинематографические параллели. Кстати, если следовать логике автора, то Сергея Гордеева просто необходимо было бы сравнить с героем Ричарда Гира из "Красотки" - общего у них гораздо больше, чем возраст и жизненный опыт. Выкупленная Гиром у наследников компания занялась строительством кораблей.
Покупатели грозят низвергнуть отца русской литературы (The Guardian, Великобритания). Это о памятнике Пушкину, которому грозит печальная участь - быть принесенным в жертву шикарному торговому центру. ПамПуш (по мнению автора - это ласковое прозвище, которым москвичи окрестили памятник) может получить смертельный удар от новых московских зодчих - строителей блестящих супермаркетов. В то время, как комитет по архитектуре обсуждает проект торгового центра, герои материала вспоминают о том, как содрогнулся мир в тот момент, когда талибы взорвали статую Будды в Афганистане.
Отношение русских к искусству - болезненная тема. Во-первых, потому что почти столетие мы могли только наблюдать за тем, как разрушаются эти самые памятники. За их сохранность отвечало государство - а значит, никто, если рядом не было какого-нибудь личного хранителя.
Многие из тех, кому сегодня 30-40 лет, в школьные годы вели личную фотохронику того, как тихо распадались по частям дома Мельникова и Ленинская библиотека. Цифровых фотоаппаратов тогда еще не было. В тесных ванных комнатах, при свете красной лампы, проявляясь на ладони, свежий влажный отпечаток "9 на 12" бесстрастно фиксировал перекосившуюся оконную раму или новый пробел в вязи орнамента. Мы не так давно получили возможность относиться к этим домам не как к уходящей натуре.
Памятник Пушкину не снесли. Украденные ценности возвращаются в Эрмитаж. А член Совета Федерации Сергей Гордеев добьется создания государственного музея "Дом Мельникова". Но разве такие темы могут стать сенсацией?