По его словам, сегодня Белоруссия покупает нефть по ценам, которые ниже, чем в Украине, а "цену на газ нам предложили дороже, чем Германии". Президент предположил, что "разговоры о том, что кое-кто пытается нас шантажировать по цене на газ, видимо, имеют основания": "Мы никогда не будем покупать газ дороже, чем Германия, ведь еще те люди не умерли, которые в одних окопах с россиянами гибли".
Сам президент, как и раньше, считает, газ Белоруссия должна покупать по внутрироссийским ценам, как это "изначально и заложено в Союзном договоре". "Если будут разные цены, то нам нечего делать на российском рынке. Какой же это союз", - резюмировал президент.
По мнению белорусских экспертов, Александр Лукашенко, который и раньше воспринимал рост цен на российские ресурсы с явно "повышенным давлением", либо что-то напутал, либо "Газпром" выдвинул новые условия. "Газпром", судя по всему, стоит на прежних позициях. Что касается Германии, то она покупает российский газ по 250 долларов за тысячу кубометров. Белоруссии, как известно, российская компания предложила 180 - 200.
Впрочем, тревогу, которую высказывает белорусское руководство, можно понять. Рыночные цены, которые "Газпром" с 2007 года будет применять для всех без исключения потребителей, могут больно ударить по белорусской экономике.
Вопрос явно затянулся, но Александр Лукашенко предпочел рассказать о других проектах. Чтобы "обезопасить свой народ", Белоруссия, по его словам, планирует "заниматься добычей нефти в других странах". Например, в Венесуэле. Там, заявил белорусский лидер, "мы будем продавать нефть, а на вырученные деньги сможем покупать энергоресурсы по мировым ценам".
Кстати, аналогичный проект Белоруссия хотела бы реализовать и в России. Это намерение подтвердил на прошлой неделе заместитель председателя белорусского концерна "Белнефтехим" Михаил Осипенко. По его словам, речь идет о покупке скважин с запасами в 15 миллионов тонн каждая. Белорусскую сторону пока не устраивает цена, которую просят за месторождение российские компании.
"Они хотят подороже продать, мы хотим подешевле купить", - сказал Михаил Осипенко. Чтобы определить реальную стоимость объектов, стороны проводят изыскательские работы, однако какие именно скважины имеются в виду, чиновник, сославшись на договор о конфиденциальности, не назвал.
Эксперты тем временем не исключают, что переговоры по ценам могут затянуться. Как это, например, уже произошло с оценкой стоимости "Белтрансгаза".
Владимир Ефанов
МИНСК