Путин поехал в Грецию договариваться о нефтепроводе

В отличие от "настоящей" Африки, где Владимиру Путину в качестве российского президента до сих пор побывать не довелось, Греция никогда не была обделена вниманием главы российского государства. Владимир Путин, в общем, довольно частый ее гость, не понаслышке знающий о политических особенностях этой страны и хорошо знакомый с ее историко-религиозными святынями и в первую очередь с православным монастырем на горе Афон, где Путин побывал год назад.

По большому счету у России и Греции в последние десятилетия не было никаких политических проблем. Еще во времена балканских событий Греция была чуть ли не единственной страной НАТО, поддерживающей российскую политику на полуострове.

Вышедшее же в этом году на первый план ближневосточное урегулирование также не вызывает особых разногласий между двумя странами. По крайней мере, Греция очень осторожно отнеслась к возможности своего вклада в формирование миротворческих сил, ограничившись лишь обещанием послать в зону конфликта морской контингент и не поддавшись на уговоры в "сухопутном" участии в урегулировании.

Впрочем, ситуация на Ближнем Востоке - далеко не единственная и совсем не главная тема визита Владимира Путина в Грецию. Ни одна поездка российских руководителей в эту страну не обходится без разговора о нефтепроводе Бургас-Александруполис, идея строительства которого на территории Греции и Болгарии появилась еще в 1994 году, а в 2001 году во время первого визита Владимира Путина в Афины была оформлена как предложение российской стороны. Вчера же в Афинах состоялись трехсторонние переговоры Владимира Путина, премьер-министра Греции Константиноса Караманлиса и президента Болгарии Георгия Пырванова. Руководители стран подписали декларацию о сотрудничестве в области энергетики. "Для нас важно придать политический импульс. Переговоры, надеюсь, приблизят дату подписания соглашения о строительстве нефтепровода Бургас - Александруполис", - заявил накануне визита помощник президента Сергей Приходько.

По плану, общая протяженность нефтепровода составит 285 километров с объемом прокачки нефти 35 миллионов тонн в год. Стоимость его оценивается в 900 млн. долл. Проект хорош тем, что он может стать альтернативой транспортировке нефти через перегруженные черноморские проливы Босфор и Дарданеллы. К тому же когда нефть из Новороссийска и Туапсе начнет через Бургас поступать на рынки Южной Европы, а затем и западной ее части, Россия получит возможность дополнительно оставлять в госбюджете сотни миллионов долларов из тех средств, что сейчас платит за транзит через Украину. Однако на стадии обсуждения проекта возникли сложности. Стороны никак не могли договориться о долях, которые получат Россия, Болгария и Греция. София и Афины настаивали на том, чтобы каждая из сторон имела по 33%. Москва же предлагала распределить доли в зависимости от объемов инвестиций в проект, претендуя как минимум на 51%.

Другой проблемой является отсутствие гарантированных объемов поставок нефти из-за существенного сокращения пула компаний, готовых поучаствовать в проекте. Изначально нефтепровод планировали строить ТНК-ВР, ПИК-Тисэ, "Стройтрансгаз", "Газпром", "ЛУКОЙЛ", "Роснефть" и "Транснефть". Теперь же с российской стороны список несколько сократился, хотя главы "ЛУКОЙЛа", "Роснефти" и "Транснефти" должны прилететь в Грецию. "Важно, чтобы не получилось так, что одни компании будут поставлять нефть танкерами, а другие - "гонять" по нефтепроводу, что значительно дешевле. Важно обеспечить их равный доступ", - прокомментировал ситуацию источник "РГ". Но несмотря на то, что в апреле этого года представители правительств России, Греции и Болгарии подписали меморандум о сотрудничестве при строительстве нефтепровода, никаких практических действий с тех пор не было.

Справка "РГ"

Проявляла интерес к проекту и американская нефтегазовая корпорация Chevron, являющаяся крупнейшим поставщиком нефти из Казахстана по КТК в Новороссийск, откуда нефть и должна доставляться танкерами в Бургас. Однако в канун визита Путина в Грецию президент российского подразделения компании заявил, что Chevron поддержит строительство нефтепровода только в случае принятия положительного решения о расширении мощности Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), 15% которого она владеет (доля России в проекте составляет 24%). Если же этого не будет сделано, то Chevron рассмотрит возможность транспортировки своей нефти по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан, а в этом случае необходимость участия в проекте Бургас-Александруполис для компании отпадает. Но вопрос о расширении мощности КТК до 67 млн. тонн нефти в год пока не согласован из-за разногласий, связанных с тарифной политикой.