Шувалов уверен, что "Россия не будет иметь проблем при уменьшении цен на "черное золото". Наша экономика будет вынуждена осуществлять структурные преобразования, что избавит страну от состояния избалованности. Подобные события стали бы для России оздоравливающим фактором. Обладая богатством, необходимо работать больше других, а не быть расслабленным".
Правда, при этом Шувалов предостерег от быстрого укрепления рубля: "Мне кажется, что такое быстрое укрепление рубля достаточно опасно. При таком укреплении рубля, это уже очевидно, инфляция не понижается. И все свидетельствует о том, что при таком укреплении мы не выйдем на заданные параметры, и инфляция будет чуть выше. По классическим законам должно было произойти следующее: мы должны были укрепить рубль, и при этом у нас должна была понизиться инфляция. Эта связь здесь совершенно не однозначна".
Однако если состояние российской экономики не вызывает у помощника президента особой тревоги, то, комментируя ситуацию с Ираном, Шувалов не скрывает свою озабоченность и не исключает, что Россия присоединится к санкциям против этой страны: "Политика - это политика, и любая возможность всегда присутствует".
Вместе с тем Шувалов отметил, что Иран является соседом России, и отметил, что по тактическим соображениям Россия должна проявлять особую ответственность и осторожность при решении иранской проблемы. Он снова сформулировал позицию Москвы, согласно которой введение "санкций ради санкций" приведет лишь к ухудшению ситуации для России. Шувалов также заявил, что "для России было бы очень плохо, если бы Иран создал ядерное оружие". Он подчеркнул, что режим нераспространения должен соблюдаться самым жестким образом. При этом Шувалов напомнил, что Россия внесла предложение о создании международных ядерных центров, которые обеспечили бы доступ Ирана и других стран к ядерным технологиям, при этом не нарушая режима нераспространения. В то же время он отметил, что возможные санкции в отношении Тегерана могут привести "к обратному результату - консолидации населения Ирана вокруг действующего руководства страны", и у Тегерана могут появиться новые амбиции в сфере ядерной программы.
"Знаем ли мы, как правильно использовать кнут и пряник в отношении Ирана? Я могу вам сказать: мы не знаем, и никто не знает. Мы за то, чтобы применять палку, но только не хотим, чтобы эта палка нам потом попала по голове, точно так же как мы не хотим, чтобы эта палка попала по голове нашим партнерам. Это должно быть очень ответственное решение", - отметил помощник президента. По его словам, предложение, выработанное "шестеркой", было очень сбалансированным, предлагало Ирану широкий круг возможностей при каких-то ограничениях для них в отношении ядерной программы, но "то, что они не хотели в полной мере воспользоваться и не принимали эти условия, это - их решение".
Достаточно жестко высказался помощник президента и относительно процесса вступления России в ВТО. По его словам, Москва и Вашингтон подошли к критической точке в сфере уступок на переговорах о вступлении России в ВТО, и российское правительство может приостановить этот процесс:"Я так понимаю, что мы подошли скорее всего к крайней точке, к определению крайних позиций, и мы не можем дальше уступать ни по каким направлениям". Примерно такая же ситуация в настоящее время складывается и у США: "Для нас внутриполитически очень тяжело будет сдать наши позиции. Скорее всего правительство может пойти на то, чтобы этот цикл (переговоры) запустить по новой, приостановить", - заявил Шувалов. Он подчеркнул, что задачи любым путем заключить соглашение с США о вступлении России в ВТО в настоящее время уже не стоит: "Вполне возможно, что мы даже не договоримся (с США) к октябрю", - предположил Шувалов. Напомним, что камнем преткновения на переговорах стал вопрос об обороте сельхозпродукции. По мнению Шувалова, дальнейшие уступки Соединенным Штатам могут обернуться для России внутриполитическими проблемами.
Однако все же Шувалов смотрит на ситуацию оптимистично. Он отметил, что характер переговоров президентов России и США в Санкт-Петербурге по вступлению России в ВТО показал, что отношения глав двух государств находятся в очень хорошем состоянии: "Переговоры подтвердили, что президенты относятся друг к другу как друзья".