Новости

07.09.2006 02:00
Рубрика: Культура

Лужков не хочет копать под столицу

Мэр считает небезопасным строить зрительный зал под Большим театром

Напомню, Большой театр закрыли на реконструкцию еще в 2005 году. Еще в середине девяностых годов столица предлагала федеральному центру доверить ей самой возрождение главного театра страны. Но правительство РФ поручило заняться этими работами сначала Госстрою, а в 2003 году - Минкультуры РФ. Тем не менее в попечительском совете, взявшем на себя кураторство этой грандиозной реконструкции глава Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой и столичный мэр Юрий Лужков оказались сопредседателями. В феврале нынешнего года Лужков неожиданно заявил о своем выходе из совета, коротко объяснив причину: "Меня не устраивает ни концепция реконструкции, ни приемы, которыми она ведется".

Что он имел в виду, стало ясно вчера. Почему же общественный градостроительный совет второй раз в течение год обратился к теме Большого театра? Это пояснил присутствующим первый зам. мэра, руководитель строительного комплекса столицы Владимир Ресин. "Вопрос вынесен на повестку дня не случайно, - сказал он. - По просьбе заказчика группа архитекторов из института "Курортпроект", печально известного обрушениями двух своих объектов - "Трансвааль-парка" и Басманного рынка, - существенно увеличила площадь театра за счет подземного пространства под Театральной площадью. Но по строительному регламенту на этот счет должен дать свое письменное разрешение главный архитектор Москвы. У Александра Кузьмина рука дрогнула. Поэтому мэр принял решение обсудить предложение проектировщиков на заседании совета".

Кузьмин же пояснил, что по поводу реконструкции внешнего облика театра у него сомнений нет: проект четко нацелен на восстановление исторического облика театра - сохранение десятиколонного портика Осипа Бове, фасадов, входов в театр, в общем, вплоть до возвращения на крышу вместо серпа и молота двуглавого орла. Другое дело - подземная часть, в которой на двадцатиметровой глубине предлагается разместить фактически пятиэтажный дом....

Зачем рыть яму под Большим театром? - вопрошали один за другим выступающие. Ответил на этот вопрос Никита Шангин - автор проекта, заявивший, что это нужно для того, чтобы "освободить от удушья" наземную часть театра, убрав под землю 75 процентов складских помещений. Впрочем, в подземном пространстве предусмотрено и место для Бетховеновского зала, в котором театр, по мнению проектировщиков, сможет ставить оперы Вагнера и Штрауса, чего он не мог позволить себе на земле, так как в имеющейся оркестровой яме не помещаются 120-150 музыкантов, необходимых при постановке этих произведений.

"А знаете ли вы, что под Москвой течет настоящий подземный поток? Как повлияет построенный комплекс, по сути представляющий собой настоящую плотину, на гидрогеологическую ситуацию под городом?" - поинтересовался мэр. Отвечать ему заказчики выпустили свое главное "оружие" - академика Вячеслава Ильичева, известного авторитета в этой отрасли. Он попытался было утешить, что все просчитано, все под контролем до миллиметра. Лужков и Ресин отмели эти заверения прочь, честно признавшись в уже имеющемся личном печальном опыте. "В свое время мы взяли в коллектор Неглинку - в результате рухнула гостиница "Армения", которую пришлось сносить, - сказал мэр. - Затем начал разрушаться "Метрополь", восстановление которого стоило огромных усилий. В 1988 году начал проваливаться Малый театр. Позже пришлось отказаться от строительства подземного 10-этажного комплекса на Манежной площади. Его сократили до 4 этажей, но и с их эксплуатацией проблем немало - все из-за гидрогеологии".

"Впрочем, - подвел он черту, - если у государства есть деньги, есть профицит бюджета, есть Стабфонд, есть золотовалютные резервы и оно хочет зарыть эти деньги в землю, построить там зрительный зал, то это его дело. С точки зрения рекордов Гиннесса это понятно, непонятно другое: будет ли пользоваться успехом у публики зал, безопасность которого никто не гарантирует?" Разрешать или не разрешать подобное строительство, по мнению мэра, не дело общественного совета. Но поскольку власть отвечает за все, что происходит в городе, он потребовал провести дополнительное обследование предлагаемого комплекса с точки зрения гидрологической безопасности.

Не пришли члены общественного совета вчера к согласию и в том, куда возвращать еще один памятник - символ Москвы и России, скульптуру Веры Мухиной "Рабочий и колхозница". Все три предложенных варианта мэр отверг, объяснив, что все они сделаны в угоду коммерческим интересам, а не для того, чтобы подчеркнуть величие монумента.

Культура Арт Архитектура Москва Мэр Москвы ЦФО Реконструкция Большого театра
Добавьте RG.RU 
в избранные источники