Конечно, ставшая теперь одной из самых цитируемых резолюция Совбеза N 1701 не дает готовых решений, но она открывает новые возможности для возобновления политического процесса. Вот и Европа предприняла серьезный шаг вперед, сделав заявку на главную роль в урегулировании и размежевании сторон. Европейский саммит по Ближнему Востоку продемонстрировал определенную волю к большему, чем в прошлом, своему влиянию. В случае успеха европейской инициативы последствия могут быть поистине историческими.
Но... как говорится, гладко было на бумаге, но есть на пути и большие овраги, которые надо преодолеть. Инструменты, которыми Европа располагает, не позволяют ей выражать свою волю полностью. А главное - по-прежнему Старому Свету пока недостает единодушия. Важно, чтобы в этой ситуации, в которой присутствует риск, лидерам Евросоюза хватило мудрости и решительности. В противном случае потери будут очень значительными. Это проверка для единства Европы и уникальный шанс для европейской политики и дипломатии.
Эффективность международных сил будет измеряться не на той полоске земли, на которой будут дислоцироваться войска ООН, а в политических и дипломатических усилиях европейцев как в непосредственной близости от ливанской границы, так и вдали от нее.
Но европейцы, если они не хотят быть вовлеченными в кровопролитные бои, должны втянуть в диалог не только Израиль и ливанское правительство, но и Сирию, Иран и арабские страны. Важно дать понять Дамаску и Тегерану, что силы ООН направлены не против них, как не направлены и против других стран. И поэтому способствовать успеху этих усилий - в их же интересах. Не менее важными, может быть, даже решающими, станут взаимоотношения между "голубыми касками" и ливанцами. Очевидно, что потребуются особые усилия и взаимодействие Италии, Франции, Испании. На них ложится основная миссия выразить наилучшим образом европейские интересы, а мир на Ближнем Востоке является одним из главных интересов всей Европы.
Что касается разоружения "Хезболла", то нельзя забывать о ее связях с ливанским обществом и о том, что большая часть ливанских солдат - шииты, как и бойцы "Хезболла". Реорганизация ливанской армии возможна только вместе с "Хезболла" и с остальными ливанскими политическими силами. Вовлечь в этот процесс всех - единственно возможное и единственно мудрое решение.
Очевидно, что мира нельзя достичь без активного сотрудничества с США. Их откровенная поддержка израильского нападения серьезно и, боюсь, надолго подорвала возможность исполнения роли посредника, на которую претендовал Вашингтон. Помнится, что после начала израильского наступления по одному из первых же заявлений Кондолизы Райс стало ясно, что Белый дом интерпретировал создавшуюся ситуацию как очередной шаг к построению "нового Ближнего Востока", как новое давление на Сирию и Иран.
Европейская инициатива с этой точки зрения является и формой помощи Соединенным Штатам Америки. Понимается ли это в США или европейская инициатива рассматривается ими как утрата их собственного влияния? Это будет ясно уже в ближайшее время: станут ли США убежденно сотрудничать с европейцами, побуждая Израиль снять блокаду Ливана, уйти из Газы, вернуться за стол переговоров с палестинцами и освободить захваченных палестинских министров. Таким образом, и для Израиля откроется возможность вернуться к политическому диалогу с соседями.
Сейчас немало европейских газет пишут о том, что Вашингтон и Тель-Авив лелеют мысль о "втором раунде войны". Я не думаю, что это реальный сценарий развития событий. В связи с присутствием сил ООН в Ливане война стала бы кровопролитной авантюрой, которая поставила бы Европу в трагическую ситуацию, да и не только Европу. Я уже не говорю о самом Ближнем Востоке.
Нет, мировое сообщество заинтересовано в успехе европейской инициативы, ибо это отвечает интересам всех народов. Заинтересована в этом и Россия, тесно связанная историческими и политическими отношениями со всеми странами региона.