Несмотря на многочисленные инициативы по выдвижению Владимира Путина на третий срок, исходившие от главы Совета Федерации Сергея Миронова, главы Республики Северная Осетия-Алания Таймураза Мамсурова, лидера ЛДПР Владимира Жириновского, а теперь и от председателя правительства Чеченской Республики Рамзана Кадырова, и лозунгов вроде: "Конституция должна служить благу народа, а не наоборот", президент в очередной раз ответил, что не собирается избираться на третий срок. "Я - гражданин, а не политик. А стабильность России зиждется не на одной личности, а на Конституции", - подчеркнул Путин на встрече с иностранными политологами дискуссионного клуба "Валдай", организованного РИА "Новости" совместно с Советом по внешней и оборонной политике.
Это - уже третья встреча Владимира Путина с участниками заседания. В первый раз президент встречался с иностранными политологами в сентябре 2004 года, и вот уже третий год, как только наступает осень, зарубежные гости приезжают к Путину пообщаться.
В ходе трехчасовой встречи с дискуссионным клубом "Валдай" Путин не только высказался против изменения Конституции, но и за отказ России от названия "ядерной супердержавы". "России нужно отказаться от звания "ядерная супердержава". Нет этого, есть богатая страна с богатыми запасами нефти", - сказал директор российских и азиатских программ Центра оборонной информации США Николай Злобин. "Россия не ищет роли сверхдержавы, главным образом речь идет о том, чтобы использовать нефть, энергию для модернизации и диверсификации российской экономики", - заметил глава государства.
Вообще Путину, судя по всему, удалось развеять некоторые стереотипы. Как утверждают участники встречи, неожиданностью стал комплимент в сторону президента Украины Виктора Ющенко. В первый раз Владимир Путин сказал, что тот оказался мудрым политиком, который принял стратегическое решение в газовых отношениях с Россией.
Однако поразил иностранцев глава российского государства другим - открытостью. То есть президент, как посчитали политологи, рассказал о внутриполитической ситуации и внешнеполитических успехах России, ничего не приукрашивая, упомянув и существующие проблемы: бедность, коррупцию и нерешенный демографический вопрос. Для их решения, по словам Путина, будут использоваться доходы от продажи нефти и газа.
Затрагивались на встрече иранская проблема, отношения государства и церкви, выстраивание вертикали власти в России и многие другие. Спросили Путина и об антиамериканизме российской прессы. На что иностранные политологи получили не менее сдержанный ответ о том, что пресса отражает реалии текущей жизни, настроения общественности, и Путина огорчает, что американские партнеры этого не замечают. Так что, может, не стоит о демократии-то...
Из других внешнеполитических тем - отсутствие единства в Европе. Президент хотел бы, чтобы Европа была сильнее для того, чтобы с ней можно было вести диалог по внешнеполитическим вопросам. Однако пока лишь констатирует, что единства в Европе не существует. Вообще суть ответов Путина, по мнению участников заседания, была такова: "Россия ведет абсолютно, полностью самостоятельную политику, хочет строить отношения со всеми, но учитывает собственные интересы".
Пользуясь же случаем, иностранные политологи решили спросить у Путина, как и что он понимает под термином "суверенная демократия". Однако президент предпочел остаться над схваткой, заметив, что "вопрос суверенной демократии - это вопрос дискуссии между политологами, в которую он не вмешивается".
Тем не менее члены клуба остались довольны встречей, назвав Путина "очень эффективным политическим коммуникатором". На самые разные вопросы президент отвечал, не пользуясь подсказками или записями, и ответы президента, как считают политологи, были интереснее, чем задававшиеся вопросы. "На мой взгляд, встреча прошла успешно. Владимир Путин нас переиграл, - заметил один из участников встречи. - Мы увидели чрезвычайно спокойного и уверенного в своей правоте президента - человека, который знает, что делает".