Европа требует от России бесплатного пролета над Сибирью

Впрочем, на встрече по вопросам транспортного сотрудничества в рамках Постоянного совета партнерства Россия-ЕС, которая прошла в конце прошлой недели в финском городе Лаппеэнранта, комиссар Евросоюза по транспорту Жак Барро все-таки пытался добиться от российского министра согласия на снижение цены транзитных полетов над Сибирью для европейских авиаперевозчиков. Когда в 1970 году иностранным авиакомпаниям разрешили проходить над Сибирью, было выставлено условие - платить компенсацию (роялти). Речь идет об упущенной выгоде, которую могли бы получать наши перевозчики, если бы иностранные самолеты по-прежнему садились в Москве, а дальше уже, например, пассажиров доставляли на место отечественные лайнеры. Два года назад за своих авиаперевозчиков заступился Европарламент, рекомендовав Еврокомиссии добиваться поэтапной отмены выплат за беспосадочный проход по транссибирскому маршруту и ограничений на частоту полетов над Сибирью. Эти условия были выставлены также и на переговорах по присоединению России к ВТО. В качестве аргументов постоянно идет ссылка на Конвенцию о международной гражданской авиации, открытой для подписания еще в 1944 году. Она как раз запрещает брать деньги только за право пройти транзитом по небу другой страны. Другое дело - навигационное сопровождение воздушных судов. Эта оказанная услуга и она должна быть оплачена. Кстати, американские и азиатские лайнеры обходят стороной наше сибирское пространство именно потому, что считают роялти - "грабежом среди ясного неба". Но тут надо сказать, что Россия не участвует в Чикагской конвенции и вольна поступать без оглядки на этот документ. Китайцы и канадцы тоже не подписали конвенцию. Тем не менее Россия выразила готовность рассмотреть вопрос о модернизации системы выплат и компенсаций за пользование транссибирским маршрутом. В мае 2004 года на переговорах о присоединении нашей страны к ВТО министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф и комиссар ЕС по торговле Паскаль Лами договорились модернизировать систему пролетных платежей и запустить ее c 2014 года. Теперь предстоит договориться по существу. Однако на пресс-конференции в Лаппеэнранте Жак Барро не смог скрыть своего сожаления, что "миссия не удалась". Позже Игорь Левитин объяснил российским журналистам, в чем суть разногласий.

Во-первых, Еврокомиссия считает, что "мы должны до 2014 года плавно снижать роялти". Но этот вопрос не был оговорен в базовом соглашении и "поэтому мы не принимаем такой вариант". Во-вторых, "от нас хотят уже сегодня получить гарантию, что после 2014 года европейские перевозчики не снизят свой объем перевозок. Мы такие гарантии дать не можем". Ожидается, что после модернизации системы выплат и компенсаций российское небо начнут активно осваивать американские и азиатские авиакомпании, и "мы сегодня не можем прописать какие-то преференции для европейцев". Иными словами, что будет после 2014 года - покажет рынок.

В-третьих, "появилась новая версия наших переговоров - с 2006-го до 2014 года объявить переходный период, во время которого каждая дополнительная полетная частота, данная европейской компании, будет бесплатной". Российская сторона считает, что "у нас нет переходного периода". А выделение частот (количество полетов) и определение перевозчиков - вопрос коммерческий и решать его надо не с Еврокомиссией, а с государствами на двухсторонних переговорах. Что сейчас и делается. "С 2014 года в соглашениях у нас нет такого понятия, как транссибирские пролеты, - пояснил Игорь Левитин. - А есть полеты в Россию, из России и транзит". Да, после 2014 года деньги будут брать только за авианавигационное обслуживание. Но, допустим, мы договорились с какой-то страной о 30 частотах. 15 из них забирают иностранные компании, 15 - российские. Но наши, например, их полностью не осваивают. Однако они могут передать свои частоты иностранным авиаперевозчикам, но не бесплатно. Российские же специалисты уверены, что это коммерческое право наших компаний, и они должны им пользоваться. "Здесь, над Сибирью европейские авиаперевозчики экономят более 700 миллионов долларов, поскольку путь становится короче, - пояснил Левитин. - 300 миллионов возвращают как роялти. Так что их компаниям это все равно выгодно. Кроме того, мы никого не вынуждаем платить. Летите над Россией другим маршрутом. Нет, говорят, хотим здесь. Тогда дайте и нашим компаниям пользоваться своим правом". Однако Жак Барро, с этими доводами, по всей видимости, не согласился. На пресс-конференции он несколько раз повторил, "что в этом вопросе не должно быть никакой коммерческой составляющей". В итоге, каждая из сторон осталась при своем мнении, а дискуссия отложена до нового заседания.