Юрий Лужков: Рейдерство в Москве пошло на спад

"В прошлом году в Москве отмечался пик захватов предприятий, причем захватов изощренных, - отметил мэр.- Но противодействие этому явлению и торжество закона дали свои результаты, захватничество пошло на спад".

Столица знает по собственному печальному опыту, что такое рейдерство. От его руки пали десятки фабрик и заводов, марки которых были известны миру. Стоит за рейдерством, как правило, одно: желание специализирующихся на этом фирм по дешевке скупить акции предприятия, закрыть производство и выкинуть его работников на улицу. А территорию использовать с большей для себя выгодой. В Москве, где дефицит земли день ото дня все острее, каждый ее клочок ценится поистине на вес золота. Заполучив землю, новые хозяева, как правило, особо не церемонятся. Быстренько прикрывают производство и строят на его месте либо очередной торговый центр, либо так называемый многофункциональный центр, где находится место и ресторанам, и кинотеатрам, и бутикам, и гостиницам, да еще и офисам для сдачи в аренду, дефицит которых в столице тоже делает этот бизнес крайне прибыльным.

Юрий Лужков считает рейдерство "антисоциальным и антизаконным явлением". Он с удовлетворением констатировал, что усилия, предпринятые московскими властями совместно с судебными органами, привели к снижению числа случаев недружественных захватов предприятий. "Около 200 судов прошло по таким фактам в московской арбитражной системе", - отметил мэр.

Одновременно с этим по инициативе исполнительной власти Мосгордума приняла закон города Москвы, который запретил без ведома городских властей перепрофилировать функциональное назначение того или иного участка городской территории. То есть если в земельном кадастре значится, что земля отведена под промышленное производство, то никто не вправе взять и построить на ней жилой дом или, скажем, оптовую базу. Законным возведение такого объекта станет только в случае, если на этот счет принято решение правительства Москвы. А это, согласитесь, совсем другое дело, чем подкатиться к недобросовестному чиновнику с конвертом в руках.

Каков же результат всей этой работы? Как рассказал корреспонденту "РГ" начальник Управления по экономической безопасности города Москвы Александр Корсак, число обращений акционеров и руководителей по поводу угроз захвата их предприятий сократилось со 151 в 2003 году до 64 за восемь месяцев 2006 года. Существенно меньше стало и непосредственных попыток силового захвата лакомых кусочков столичной собственности: если в 2004 году их было зафиксировано 35, то с начала текущего года всего лишь 1.

Александр Корсак считает, что сама проблема еще существует, но ситуация уже не выглядит такой безнадежной, а действия властей такими беспомощными, как еще буквально несколько лет тому назад. Целиком же избавит не только столицу, но и всю страну от угрозы уничтожения производственного потенциала принятие ряда поправок в федеральное законодательство. Проекты этих документов давно внесены на рассмотрение парламентариев из Охотного Ряда, так что именно их решения ожидают сейчас больше всего московские власти. Ведь, как отметил Юрий Лужков, чем больше повышается стоимость земли в других регионах, тем больше опасность распространения силовых захватов теперь уже на их территориях.