Статистика поступлений от налога на добавленную стоимость за 7 месяцев этого года показала "тревожные диспропорции", говорится в сообщении, размещенном на сайте "Единой России". За семь месяцев поступления по НДС в бюджет составили 542 миллиарда рублей, при этом экспортерам возмещено 462 миллиарда рублей. То есть в плюсе получается немногим более 100 миллиардов рублей. А если учитывать расходы на администрирование, то получается, что НДС приносит бюджету катастрофически мало. "Если нынешние тенденции сохранятся, то скоро целесообразность взимания НДС в его нынешнем виде и вовсе может свестись в нулю", - подчеркнул зампред Комитета Госдумы по бюджету и налогам.
Игорь Игошин опасается, что исходя из сложившейся ситуации, налоговыми органами может быть принято решение "закрутить гайки" в части администрирования НДС. "Сомневаюсь, что ситуацию можно взять под контроль силами одних лишь налоговых органов. Проблемы с НДС существуют и в странах с гораздо более развитой правовой системой. Сегодня в деловых и политических кругах обсуждается целый ряд предложений, направленных на изменение сложившейся ситуации. В частности, некоторые эксперты считают возможным его замену на налог с продаж", - отметил депутат.
Желание унифицировать ставку налога вполне понятно, и не раз звучало со стороны экономистов. Напомним, что сейчас компании платят налог на добавленную стоимость по трем ставкам - 0, 10 и 18 процентов. Льготная ставка НДС 10 процентов предусмотрена для некоторых продуктов питания - таких, как сахар, соль, мука, некоторые детские товары. Нулевая ставка касается товаров, идущих на экспорт.
По мнению руководителя экспертного совета "Деловой России" Антона Данилова-Данильяна, предложение Игоря Игошина по универсальной ставке НДС полезно для бизнеса, но не решает всех существенных проблем, с которыми бизнес сталкивается при исполнении налоговых обязанностей.
Единая ставка 10 процентов, которую предлагает Игорь Игошин, никак не меняет ситуацию, связанную с налогом на прибыль и обложением оплаты труда, налогом на доходы физических лиц и ЕСН, отмечает Данилов-Данильян. Максимальное бремя на добавленную стоимость в целом, включая не только НДС, но и другие налоги, должно быть не более 35-36 процентов.
"Мы предлагаем разбить это бремя следующим образом: 12 процентов НДС, 12 процентов ЕСН и 12 процентов подоходный налог", - говорит эксперт. В сумме получается 36 процентов. Сейчас в России совокупная налоговая нагрузка составляет 43-44 процента, в зависимости от отрасли эта сумма варьируется. В нее входит 18-процентный НДС (для большинства товаров), 26 процентов единого социального налога (для большинства невысоких зарплат, дальше включается регрессивная шкала), подоходный налог - 13 процентов и налог на прибыль - 24 процента.
"Наше налоговое предложение состоит из двух частей, - говорит Данилов-Данильян. - Сначала общее уменьшение налогового бремени. А дальше замена НДС налогом с продаж". Это позволит существенно упростить администрирование налога.
"Мы категорически не согласны с соображениями некоторых экспертов насчет того, что у нас действовал уже налог с продаж и это был плохой налог. И мы же сами говорили, что надо его упразднить. Теперь же мы предлагаем налог с продаж ввести вместо налога на добавленную стоимость. И сравнивать эти две ситуации непрофессионально. Ежели мы говорим о замене, то ситуация выглядит уже по-другому, и предварительные расчеты показывают, что НСП, то есть налог с продаж, может быть установлен в размере 10 процентов. Тогда он носит такую же нагрузку, как, скажем, НДС, в размере 12 процентов", - считает Данилов-Данильян.
Член бюджетного Комитета Совета Федерации Татьяна Попова считает иначе. "Вопрос по унификации ставок является центральным. Его решение позволит упростить администрирование НДС и ликвидировать "серые схемы" по уходу от этого налога", - цитирует Татьяну Попову RBC-daily. Она напомнила, что вопрос об унификации ставки ставился еще несколько лет назад, когда обсуждалось предложение снизить НДС с 20 до 18 процентов. "Это связано с тем, что при продаже продуктов питания достаточно трудно отследить, что и по какой ставке облагается налогом. Именно поэтому, считает Попова, игра на разнице ставок и стала одной из самых распространенных схем по уходу от налогов, когда входящий НДС исчисляется по ставке 18 процентов, а исходящий по 10 процентов, и у государства возникает обязанность возместить компании разницу.
Однако предложение депутата Игошина радует далеко не всех. Действительно, потери государства от возмещения НДС уменьшатся, но останется достаточно способов уйти от уплаты налога. "Те, кто не платит НДС вообще, не выйдут из тени, даже если сделать общую ставку 10 процентов", - приводит RBC-daily мнение директора налогового департамента ЗАО "Правовые консультации" Дмитрия Костальгина. Несмотря на номинальное снижение ставки, реальная налоговая нагрузка для многих компаний, напротив, возрастет за счет отмены возмещения налога. Ну и, естественно, единая ставка грозит повышением цен на социально значимые товары. Эксперт убежден, что все проблемы, связанные с НДС, кроются не в ставке, а в его администрировании.