Судебные приставы разыскивают имущество Лебедева и Ходорковского

Напомним, что в начале нынешнего года в минюсте была создана рабочая группа, которая начала писать соответствующий законопроект. По замыслу частные судебные исполнители должны были стать альтернативой государственному ведомству. Но не было речи о том, чтобы расформировать Федеральную службу судебных приставов и отдать все ее полномочия коммерческим фирмам.

Как рассказывали корреспонденту "РГ", планировалось, что государственные приставы будут заниматься всем тем, чем занимаются и сейчас. Никто не собирался доверять коммерсантам, скажем, охрану судов и судей. Сбор долгов в пользу государства тоже не частное дело, как считали разработчики законопроекта. Впрочем, и любые другие решения судов по-прежнему пересылались бы в государственную службу. Но у любого гражданина, победившего в суде, появился бы выбор, куда идти с приговором: в частную службу приставов или федеральную.

В июне стало известно, что к разработке законопроекта подключилось и министерство экономического развития и торговли. Главное в проекте то, что впервые в истории России исполнять судебное решение мог бы не государственный чиновник, а независимый специалист.

Сейчас подобные функции считаются исключительно прерогативой государства. Парадокс в том, что хотя нередко критикуют исполнительную власть за низкую, как полагают многие, исполнительность судебных решений, но у проекта создания частных судебных приставов есть немало оппонентов.

Прохладно к этой идее относились и руководители самой службы судебных приставов. Вот что говорил Николай Винниченко всего несколько месяцев назад:

- Для стран Европы институт частных судебных приставов характерен. Применительна ли эта система для России, на данный момент остается вопросом. В настоящее время вопрос о введении института частных судебных приставов изучается.

Теперь, судя по всему, руководители службы судебных приставов сочли вопрос скорее изученным, чем нет.

- Введение института частных приставов-исполнителей имело бы крайне негативные последствия для России, - заявил вчера Николай Винниченко. - Я не поддерживаю эту идею. В нынешних условиях развития государства она ни к чему хорошему не приведет. Мы очень боимся, если этот институт будет введен непродуманно, мы узаконим существование рейдерских групп, которые будут получать крупные куши за приватизацию, покупку или продажу объектов недвижимости. Получится неправильный перекос, ни к чему хорошему он не приведет. Я уже не говорю об уровне правосознания у нас в стране. У нас доблестью становится сопротивление приставу и стремление объегорить государство. Да, на Западе существует институт частных приставов-исполнителей. Но, к примеру, во Франции этот институт имеет традиции. В Париже палата приставов как частная система существует с XVIII века. В России же только за первое полугодие этого года совершено более 90 нападений на наших судебных приставов, в том числе с применением холодного и огнестрельного оружия.

Досье "РГ"

Федеральная служба судебных приставов в январе - августе перечислила в бюджет более 30 миллиардов рублей. Сейчас судебные приставы совместно с прокуратурой разыскивают имущество бывшего главы "ЮКОСа" Михаила Ходорковского и предпринимателя Платона Лебедева, осужденных за уклонение от уплаты налогов и мошенничество, заявил вчера Николай Винниченко. Всего же в России насчитывается более 60 крупных предприятий-должников.