Всемирный конгресс "Врачи мира за предотвращение ядерной войны", местом проведения которого во второй раз стала столица Суоми (первый раз это было в 1984-м, за год до получения Нобелевской премии мира), не потребовал экстраординарных мер безопасности, которые введены сейчас в Хельсинки и окрестностях. Во всяком случае, министр иностранных дел Финляндии Эркки Туомиойя прибыл, чтобы выступить на открытии конгресса ВМПЯВ почти незамеченным - без сирен и мигалок.
А вечером, когда уже сам устроил врачам официальный прием от имени внешнеполитического ведомства, и вовсе приехал едва ли не на личном авто, без чиновной свиты и охраны. И очень скоро в буквальном смысле растворился среди гостей. Как, впрочем, и мэр Хиросимы, лидер движения "Мэры городов за мир" Тадатоши Акиба, генеральный секретарь Комиссии ООН по оружию массового уничтожения Хенрик Саландер, руководитель международного центра Улофа Пальме, а в недавнем прошлом - министр иностранных дел и вице-премьер правительства Швеции Лена Хьелм-Валлен, другие известные политики и общественные деятели.
Депутат финского парламента и, пожалуй, один из самых ярких лидеров международного движения врачей Илка Тайполе, принимавший коллег на правах хозяина как президент XVII Всемирного конгресса ВМПЯВ все рассчитал заблаговременно и точно. Во второй половине 2006 года его страна председательствует в Евросоюзе, и этой возможностью надо воспользоваться, чтобы методами народной дипломатии привлечь внимание дипломатии официальной к явно застопорившимся или вовсе забытым инициативам в области ядерного разоружения и контроля за нераспространением оружия массового уничтожения.
- В то время как клуб ядерных государств на глазах разрастается, вокруг ядерного оружия сохраняется гордое дипломатическое молчание, - с дипломатической же безупречностью поставила "неуд" своим действующим коллегам экс-министр Лена Хьелм-Валлен. А самые крупные ядерные державы, по ее словам, и вовсе занялись разработкой новых поколений оружия и средств его доставки.
- Государство, которое допускает в своей военной доктрине возможность применения ядерного оружия в первом ударе или только угрожает таким ударом, следует считать террористическим, - заявил со всей определенностью сопрезидент ВМПЯВ, врач из Малайзии Рон Маккой. - Потенциально мы имеем сегодня восемь или даже девять таких государств. И одно из них, как это ни парадоксально, объявило войну международному терроризму...
Три дня во взаимодействии с экспертами врачи и ученые, которых объединила не только клятва Гиппократа, но и обостренное чувство долга, вырабатывали свои рецепты для политиков, военных и кадровых дипломатов. По приглашению оргкомитета на закрытие форума прилетел из Москвы один из тех, кто стоял у истоков ВМПЯВ, - академик Евгений Иванович Чазов. С высоты своего возраста он вновь, как и два года назад на предыдущем конгрессе в Пекине, говорил об опасной иллюзии исцеления, которая словно вирус распространилась во многих странах.
А между тем с окончанием "холодной войны" опасность ядерного катаклизма не ушла, притупилось лишь ее восприятие. Иллюзорность нынешнего благополучия накладывается на "тотальную амнезию", как выразился мэр Хиросимы Тадатоши Акиба. И эта неспособность усвоить уроки прошлого, резюмировали участники конгресса, опасная мина под завтрашний день.
На международном совете ВМПЯВ, что состоялся вчера, вице-президентом международного движения врачей по России и странам СНГ избран Владимир Гаркавенко, который еще студентом медицинского института начал сотрудничать с этой неправительственной организацией и теперь принял эстафету у своего старшего коллеги - академика РАМН Сергея Колесникова.
По словам Владимира Гаркавенко, накануне делегацию российских участников конгресса и присоединившихся к ним коллег из Казахстана, Киргизии и США принял посол России в Финляндии Александр Румянцев. Еще до этого, будучи министром, а затем руководителем Федерального агентства по атомной энергии, академик Румянцев не единожды встречался с лидерами ВМПЯВ в Москве и обсуждал с ними самые острые проблемы, связанные с ядерной безопасностью, ядерными вооружениями и режимом нераспространения. А перейдя на дипломатическую работу, счел необходимым продолжить диалог.
В свою очередь делегаты конгресса, побывавшие в российском посольстве, имеют основание надеяться, что их озабоченность и конкретные предложения, адресованные главам государств и правительств, до сведения российского МИДа будут доведены наикратчайшим путем.