Сенатор посетовал на то, что бюджет представлен в "неудобном для анализа формате". Все из-за того, что кабинет министров запоздал с представлением поправок в Бюджетный кодекс и поэтому "не вобрал в себя все новые тенденции бюджетного планирования".
Еще одна негативная черта бюджета-2007, по мнению Петрова, в том, что главный финансовый документ в доходной части не поделен на сырьевую и реальную составляющие.
- Мы не поймем, что зарабатываем сами, а что буквально падает на нас с неба в виде доходов от продажи сырья, - пояснил он.
Все остальное, что есть в проекте бюджета, по мнению сенатора, положительно. В частности, бюджет, переведенный на трехлетний формат планирования и опирающийся на рост экономики, "позволяет решать задачи функционирования государства", и вообще предоставляет большие возможности для реализации проектов в социальной сфере, ВПК, строительстве и т.д. Также стал возможен опережающий рост зарплат в бюджетном секторе. "В девяностых годах мы таких возможностей не имели", - заметил Петров.
В 2007 году при запланированной цене доллара в 26,5 рубля федеральный бюджет, по расчетам правительства, должен получить 6,9 триллиона рублей доходов. При этом рост доходов, полученных от реальной экономики составит 476 миллиардов рублей. Расходы же составят 5,463 триллиона рублей. При этом в процентном измерении расходы федерального бюджета останутся на уровне прошлого года " 17,5 %.
- Отрадный факт в том, что доходы региональных бюджетов растут быстрее, чем доходы федерального, - отметил Петров.
Впрочем, именно в сфере межбюджетных отношений и лежат основные противоречия сенаторов и министров.
- Главная претензия к правительству будет связана с тем, что объем межбюджетных трансфертов, которые выделяются для выравнивания бюджетной обеспеченности регионов, привязан к темпам инфляции, а не к росту доходов. От этого объемы средств, идущих в регионы на обеспечение минимального уровня медицинского обеспечения, услуг образования и других сократились, - заявил Петров.
В проекте бюджета будущего года предусмотрен уровень межбюджетного выравнивания в действующем и сегодня размере - 61%. Соответственно, деньги из федерального бюджета идут в регионы, чтобы их бюджетная обеспеченность была не ниже установленного уровня. Но сегодня уровень бюджетного выравнивания не позволяет создать одинаковые условия обеспеченности бюджетов в субъектах Федерации. "Разрывы в уровне бюджетной обеспеченности регионов растут", - констатировал сенатор. Члены верхней палаты парламента, в свою очередь, намерены отстаивать планку в 70%, и более того, в будущем, по словам Петрова, этот уровень может быть "навсегда закреплен в Бюджетном кодексе".
В проекте федерального бюджета будущего года предусмотрено выделение 251,349 миллиарда рублей из Федерального фонда финансовой поддержки регионов для поддержания сбалансированности региональных бюджетов. Еще 9,07 миллиарда рублей будет выделено регионам в целях поощрения: эти средства позволят не снижать в будущем уровень дотаций тем регионам, которые динамично развивались в нынешнем году. Объемы Федерального фонда регионального развития в следующем году увеличатся более чем вполовину и составят 4,2 миллиарда рублей. Выделение этих средств будет осуществляться после расчета инфраструктурных недостатков в регионе.