По мнению минэкономразвития, изменение отметки с промежуточных 63 до проектных 68 метров позволит, в первую очередь, увеличить выработку электроэнергии, а также создаст более благоприятные условия для крупнотоннажного судоходства на протяжении всей реки-матушки.
Идея эта не нова, и вряд ли очередной всплеск обсуждений - делать Волгу более полноводной или нет - застал врасплох региональных лидеров Татарстана, Марий Эл, Чувашии, Мордовии, Нижегородской и Ульяновской областей. Однако тема изменения уровня воды в Волжско-Камском каскаде продолжает оставаться острой, достигнуть единого мнения пока не удается, а экологический и социальный ущерб от реализации этого проекта до конца так и не просчитан. Тем не менее, была предпринята еще одна попытка приблизиться к выработке единого мнения по этой проблеме.
Активные обсуждения по поводу затопления береговой линии велись на протяжении нескольких лет между прежним полпредом президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергеем Кириенко и президентом Марий Эл Леонидом Маркеловым. Поводом для встреч и серьезных переговоров тогда стала задача вывода на полную мощность Чебоксарской ГЭС. Предлагалось за счет подъема планки с 63 до 65 метров увеличить коэффициент полезного действия чувашского гидроузла. Ведь с момента пуска первого гидроагрегата в 1980 году одна из ГЭС Волжско-Камского каскада проектной мощностью 1400 мВт со среднегодовой выработкой электроэнергии 3,5 миллиарда кВт/ч работает не в полную силу. Строительство защитных сооружений в зоне Чебоксарского водохранилища не было завершено, поэтому станция эксплуатируется не в полном режиме. Мощность гидроэлектростанции при нынешней отметке составляет около 800 мВт, а среднегодовая выработка - около 2,1 миллиарда кВт/ч.
Руководство Марий Эл с самого начала не скрывало своих опасений в связи с поднятием уровня воды в Чебоксарском водохранилище, ведь республике это грозило бы серией негативных явлений. Во-первых, это затопленные, а значит, потерянные навсегда лесные и сельскохозяйственные угодья. Во-вторых, под водой окажутся населенные пункты, людям придется бросать дома и переселяться подальше от родных мест. В-третьих, в зону затопления попадают культурные, археологические памятники, а также скотомогильники с их ужасающей начинкой . Кстати, группа сотрудников Марийского государственного технического университета проводит ежегодный экологический мониторинг на предмет последствий от затопления Чебоксарской ГЭС. По данным сотрудников вуза, только в прошлом году ущерб экологии Марий Эл составил около 20 миллионов рублей, а упущенная выгода - около 2 миллиардов рублей. Ежегодные исследования МарГТУ показывают динамику развития экологических проблем в зоне затопления: разрушается берег, прибрежные территории заболачиваются, гибнут леса, а деревья страдают от опасного заболевания корневой лубкой.
Впрочем, перечислять негативные моменты, которые грозили бы Марий Эл в случае затопления ее прибрежных территорий, можно долго. Добавьте к этому разрушающиеся либо незавершенные объекты инженерной защиты и отсутствие средств на их создание и реконструкцию. Именно такая информация в свое время была доведена до сведения Сергея Кириенко. В результате в полпредстве стали склоняться к мысли поэтапного повышения уровня воды при строительстве всех необходимых защитных сооружений. В то же самое время было обещано, что без согласия трех субъектов Федерации - Марий Эл, Чувашии и Нижегородской области - решение об отметке воды не будет принято.
Сегодня тема перехода от промежуточной к проектной отметке рассматривается в несколько иной плоскости. Более предпочтительным для федерального центра является проект, при котором уровень в Волжско-Камском каскаде достигает рекордного уровня - 68 метров. Об этом, в частности, было заявлено в начале сентября на совете Приволжского федерального округа в Перми. Руководитель Федерального агентства водных ресурсов Рустем Хамитов сообщил, что в правительстве Российской Федерации обсуждается возможность повышения уровня Волжско-Камского каскада до проектного уровня. По оценкам Министерства экономического развития и торговли РФ, это наиболее экономически эффективный уровень, который позволит обеспечить регионы дешевой электроэнергией, а сельхозпредприятия - водой для орошения полей.
На совете выступил президент Марий Эл Леонид Маркелов, который в очередной раз озвучил точку зрения правительства республики, что поднятие уровня воды в Волжско-Камском каскаде обернется большими убытками для РМЭ. Его поддержали главы других регионов, которых непосредственно касается деятельность Волжско-Камского каскада. Лидеры субъектов Федерации дали также анализ экологических и социальных последствий от затопления, которые на сегодняшний день имеются в регионах.
На совете присутствовала и главный федеральный инспектор ПФО по Республике Марий Эл Ирина Татаринова.
- Речь на встрече шла о принимаемом, а не о принятом уже решении подъема воды в Чебоксарском водохранилище до отметки 68 метров, - сообщила она корреспонденту РГ . - Так как эта тема выносится на мероприятие такого рода, я думаю, что не будет принято какого-либо волюнтаристского решения. Нельзя эффект от управленческого решения сводить только к экономическому обоснованию. Я разделяю позицию полномочного представителя президента РФ в ПФО Александра Коновалова. По его мнению, эта проблема затрагивает интересы многих граждан, которые проживают на территории Приволжского федерального округа, и, безусловно, решаться она должна комплексно, с учетом интересов регионов и с учетом общегосударственных интересов.
Та же самая тема несколько раньше обсуждалась в Москве в минэкономразвития. Первый заместитель министра экономического развития, транспорта и торговли Марий Эл Вячеслав Пашин в качестве представителя правительства РМЭ принял участие в совещании, где шла речь о проблемах волжского судоходства и завершения строительства Чебоксарского гидроузла. Мероприятие проходило под председательством министра экономического развития и торговли РФ Германа Грефа. По возвращении из первопрестольной Вячеслав Пашин рассказал корреспонденту "РГ" о дискуссиях вокруг предполагаемого подъема уровня воды в Волжско-Камском каскаде:
- Вопрос состоит в том, что выше и ниже Нижнего Новгорода фарватер Волги неглубокий и узкий, поэтому крупнотоннажные плавсредства вынуждены простаивать в очереди. Есть проблема прохода шлюзов на Чебоксарской ГЭС. Кроме того, турбины работают не в полном режиме, поскольку рассчитаны на другой уровень.
Сейчас заполняемость в Чебоксарском водохранилище составляет 63 метра. На совещании были озвучены несколько предлагаемых вариантов: 63 и 65 метров со строительством водонапорной шлюзовой станции в районе Нижнего Новгорода и вариант поднятия воды до 68-метровой отметки. По обоснованиям, которые представили в минэкономразвития энергетики, экономически выгодным вариантом является уровень 68 метров. Тогда, по их мнению, не нужно строить специальные сооружения вблизи приволжской столицы. Но расчетные документы по проекту 68 метров оказались не готовы, поэтому окончательное решение на совещании принято не было.
Однако Герман Греф заметил, что экономически обоснованно рассматривать этот вариант вкупе со строительством защитных сооружений. То есть сначала обеспечивается надлежащая инженерная защита на территории нескольких регионов - Марий Эл, Чувашии и Нижегородской области, а затем увеличивается уровень воды до проектной отметки. Очередное повышение уровня воды в Чебоксарском водохранилище означает для Марий Эл еще 30 тысяч затопленных квадратных километров. Пострадают несколько районов, и в первую очередь Горномарийский.
Не секрет, что защитные сооружения сегодня не готовы даже к отметке 63 метра, поскольку недофинансирование по первоначальному проекту строительства защитных сооружений в Республике Марий Эл составило около 200 миллионов рублей. И это ощущается в полной мере: увеличение грунтовых вод привело к тому, что, к примеру, уровень воды в реке Ошла (в пригороде Йошкар-Олы), увеличился на 50 сантиметров. Затоплены погреба, гибнут деревья. Кроме того, наблюдается заболоченность лесов из-за того, что инженерная защита не доделана.
Также, по словам Грефа, необходимых средств для реализации столь крупного проекта (предположительно потребуется около 33 миллиардов рублей), в бюджете Российской Федерации нет. Поэтому принятие решения о достройке Чебоксарского гидроузла возможно только при условии софинансирования всех заинтересованных сторон. В ближайшее время проектный институт разошлет документацию по этому вопросу.