Водный транспорт планируют поднять во всех смыслах

Вчера Морская коллегия под руководством вице-премьера Сергея Иванова решала, как ускорить грузопассажирские перевозки на водном транспорте.

 

 

Собралась коллегия в Нижнем Новгороде не случайно. Комплекс местных причалов с незапамятных времен называют "портом пяти морей". Правда, Волга сейчас обмелела, и, для того чтобы корабли прошли дальше к Каспию, на Горьковском водохранилище их приходится "половинить" - часть грузов перевозить по суше.

Ускорение водных грузопассажирских перевозок значилось главной темой Морской коллегии. Рассматривали эту проблему в прямой связи с развитием, а точнее, возрождением отечественных катамаранов, судов на воздушной подушке и экранопланов. Конверсионный вариант последнего - маленький "Стриж" - бороздил Волгу перед резиденцией губернатора как раз в тот момент, когда Валерий Шанцев принимал Сергея Иванова. А перспективные модели экранопланов вице-премьеру показали в специальном павильоне Нижегородской ярмарки.

- На скеговом принципе основано все высокоскоростное судостроение, - объяснил корреспонденту "РГ" начальник отдела оборонно-промышленного комплекса области Владимир Нефедов, - в его основу положен так называемый эффект поддува.

Проще говоря, катамараны и суда на воздушной подушке как бы скользят над водной поверхностью. А экранопланам в отличие от "чистых" самолетов не страшны плохая видимость и порывы ветра. В отличие от кораблей он может парить и при высокой волне. Поэтому универсальный воздушно-морской транспорт незаменим в прибрежных районах и одинаково востребован как в военной, так и в гражданской областях.

- То, что предлагают предприятия Нижнего Новгорода, может быть использовано для пассажирских перевозок на внутренних и морских линиях, - объяснил корреспонденту "РГ" министр транспорта РФ Игорь Левитин.

Между прочим, Нижний - еще и родина скоростных судов. А местное Центральное конструкторское бюро по судам на воздушных крыльях носит имя Ростислава Алексеева - родоначальника научной школы экранопланов. Хотя строить морские "вездеходы" накладно и окупаемость у них не быстрая, России без такого вида транспорта не обойтись. Об этом говорили на коллегии вице-премьер Сергей Иванов, руководитель Федерального агентства по промышленности Борис Алешин и другие выступающие. В итоге решено, что в стратегии развития отечественного судостроения, которую до конца года должен разработать минтранс, "динамическим" судам будет отведен специальный раздел. А вчера вице-премьер оценил состояние регулярных скоростных водных перевозок как критическое. Оснований для такого заявления у Сергея Иванова хватало.

В настоящее время в России остались лишь старенькие суда, эпизодически работающие на коротких внутренних линиях. Да и тех единицы. Новые не строятся.

Вместе с тем наша страна имеет серьезный научно-технический задел в создании высокоскоростных судов новых типов и остается мировым лидером по ряду инновационных технологий. Например, малые ракетные корабли катамараны скегового типа на воздушной подушке ВМФ не имеют аналогов. Кстати, именно над таким кораблем Черноморского флота "Бора" шефствует "Российская газета". Многоцелевые суда на базе военных катамаранов можно рассматривать как один из вариантов для перспективного скоростного гражданского флота России.

Не имеют аналогов и тяжелые боевые экранопланы. А разработанные на их основе грузопассажирские "амфибии" многоцелевого назначения в перспективе могут стать серьезной альтернативой авиаперевозкам в приморских регионах. К тому же, безусловно, плюсом экранопланов остается высокий уровень безопасности пассажиров.

Досье "РГ"

Экранопланы - универсальный вид транспорта, основанный на принципе динамической поддержки. Он позволяет безопасно провозить пассажиров и грузы на скоростях до 500 километров в час на малых экранных высотах в условиях водной (высота волны до 3,5 метра), земной, ледовой и заснеженной поверхности.